Назначение, типы, конструкция стрелочного перевода
Для изменения направления перемещения подвижных составов по железнодорожным путям используются стрелочные переводы.
Стрелочный перевод – устройство, состоящее из стрелки, крестовины с контррельсами, соединительных путей между ними и переводных брусьев.
Основой данного устройства является стрелка. Она предназначена для перенаправления подвижного состава с основного пути на дополнительный или наоборот.
Стрелка состоит из двух неподвижных рамных рельсов, идущих без разрывов, остряков (подвижных участков, одна из сторон которых плотно прижата к рамному рельсу), переводного механизма с тягами, соединяющими его с остряками для их перемещения и фиксации.
Детали производятся из высокопрочной стали, чтобы обеспечить длительную работоспособность. Более высокие технические характеристики рельсов достигаются методом закалки.
Перевод путей осуществляется с помощью переводных механизмов. Как правило, используются электрические приводы.
Электропривод состоит из корпуса, электродвигателя, редуктора и блока автопереключателя. Он надежно фиксирует остряки в рабочем положении.
Существует несколько классификаций стрелочных переводов.
По количеству и расположению соединяемых путей они подразделяются на:
- Обыкновенные (прямолинейные) с одним прямым и одним криволинейным путями
- Несимметричные односторонние с двумя криволинейными путями, направленными в одну сторону
- Несимметричные разносторонние с двумя криволинейными путями, направленными в разные стороны под разными углами
- Симметричные с двумя криволинейными путями, направленными в разные стороны под одинаковыми углами
- Двойные, в которых один путь разветвляется на три
- Перекрестные, представляющие собой пересечение двух стрелочных переводов
Стрелочные переводы делятся еще на три категории: для высокоскоростных железных дорог, для магистральных линий и для станционных путей.
Также они отличаются типами рельсов, конструкциями крестовин, видами приводов.
Стрелочные переводы – это наиболее сложные и ответственные части железнодорожных путей. Для их поддержания в рабочем положении проводятся обслуживание и ремонт.
Ремонт и содержание стрелочных переводов
Содержание и ремонт стрелочных переводов проводятся в соответствии с планами, разработанными на определенный срок. Перспективное планирование путевых работ осуществляется на основании нормативных межремонтных интервалов, текущее – на основе состояния оборудования.
Текущее обслуживание стрелочного перевода
Целью обслуживания железнодорожных путей и стрелочных переводов как их составных частей является поддержание исправного состояния всех элементов, устранение и предупреждение возможных поломок.
Основными мероприятиями текущего обслуживания являются осмотр и промер путей и стрелочных переводов, смена ремонтного комплекта стрелочного перевода для вывода из эксплуатации наиболее изношенных частей.
Во время осмотра проводят контроль состояния и замеряют ширину желобов крестовины, проверку прилегания компонентов друг к другу, убеждаются в отсутствии понижения остряка относительно рамного рельса, износа остряков, сердечников крестовин, предельного выкрашивания остряков, проверяют зазоры в стыках.
Осмотр стрелочного перевода осуществляет дорожный мастер согласно утвержденному графику. Результаты проверки заносятся в ведомость, с учетом полученных данных проводится планирование ремонтных работ.
Основными и самыми частыми операциями обслуживания стрелочных переводов являются очистка и смазывание, так как подвижные элементы должны работать без заедания и не подвергаться преждевременному износу.
Защита и смазка стрелочных переводов
Очистка и смазывание стрелочных переводов – основные операции их обслуживания. Периодичность работ для каждого участка дороги устанавливается индивидуально – одни стрелочные переводы очищаются и смазываются каждый день, другие – еженедельно.
Очистку элементов стрелочных переводов осуществляют, как правило, сжатым воздухом.
Все это необходимо для обеспечения легкого беспрепятственного перевода стрелок и предотвращения аварийных ситуаций.
Для защиты и смазывания подвижных элементов приводов стрелочных переводов, которые эксплуатируются в условиях воздействия химических реагентов, осадков, температурных перепадов, используются специальные покрытия.
Они обладают антифрикционными свойствами, а также химостойкостью и антикоррозионными характеристиками. На детали стрелочных переводов наносят антифрикционные покрытия MODENGY 1005 и MODENGY 1014.
Нанесение покрытий позволяет интегрировать твердые смазочные материалы, такие как дисульфид молибдена и политетрафторэтилен, в поверхности трения, обеспечивая ресурсную смазку деталей. Благодаря содержащемуся в составе пленкообразователю покрытие изолирует элементы оборудования от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, предотвращая их коррозию и разрушение.
Покрытия не требуют обновления на протяжении длительного срока службы электроприводов, поэтому оборудование надежно работает без необходимости обслуживания.
Ремонт стрелочного перевода
Детали стрелочных переводов эксплуатируются в условиях больших нагрузок и воздействия неблагоприятных окружающих факторов. Некоторые элементы могут износиться и выйти из строя, в случае чего проводится ремонт стрелочного перевода.
Так, вследствие неправильной установки или по мере эксплуатации крепежные элементы остряков могут перестать обеспечивать прочное соединение. Данные детали в срочном порядке заменяются при возникновении малейших неисправностей.
Накаты на рамных рельсах и остряках также подвергаются устранению при ремонте.
Обязательной замене при ремонте стрелочного перевода подвергаются остряки, рамные рельсы и крестовины, вертикальный износ которых близится к предельному или в случаях, когда на деталях обнаружены изломы.
В процессе ремонта могут осуществляться одиночные смены шпал, рельсов, ремонтного комплекта, переводных брусьев, а также проводиться полная замена оборудования.
Качественное содержание и ремонт стрелочных переводов обеспечивают бесперебойное и безопасное движение подвижных составов по путям, подержание ответственных узлов в исправном состоянии.