Engineering solutions in the field of
lubricants and sealants

Repairing and maintaining railway switches. Basic maintenance works

Providing trouble-free and safe running of rolling stocks is the main purpose of repairing and maintaining the railway switches and tracks. Basic works on railway switches maintenance are examine, state control, check of parts sizes, gap between them, cleaning and lubricating movable units.

Назначение, типы, конструкция стрелочного перевода

Для изменения направления перемещения подвижных составов по железнодорожным путям используются стрелочные переводы.

Стрелочный перевод – устройство, состоящее из стрелки, крестовины с контррельсами, соединительных путей между ними и переводных брусьев.

Основой данного устройства является стрелка. Она предназначена для перенаправления подвижного состава с основного пути на дополнительный или наоборот.

Стрелка состоит из двух неподвижных рамных рельсов, идущих без разрывов, остряков (подвижных участков, одна из сторон которых плотно прижата к рамному рельсу), переводного механизма с тягами, соединяющими его с остряками для их перемещения и фиксации.

Детали производятся из высокопрочной стали, чтобы обеспечить длительную работоспособность. Более высокие технические характеристики рельсов достигаются методом закалки.


Перевод путей осуществляется с помощью переводных механизмов. Как правило, используются электрические приводы.


Электропривод состоит из корпуса, электродвигателя, редуктора и блока автопереключателя. Он надежно фиксирует остряки в рабочем положении.

Существует несколько классификаций стрелочных переводов.

По количеству и расположению соединяемых путей они подразделяются на:

  • Обыкновенные (прямолинейные) с одним прямым и одним криволинейным путями
  • Несимметричные односторонние с двумя криволинейными путями, направленными в одну сторону
  • Несимметричные разносторонние с двумя криволинейными путями, направленными в разные стороны под разными углами
  • Симметричные с двумя криволинейными путями, направленными в разные стороны под одинаковыми углами
  • Двойные, в которых один путь разветвляется на три
  • Перекрестные, представляющие собой пересечение двух стрелочных переводов

Стрелочные переводы делятся еще на три категории: для высокоскоростных железных дорог, для магистральных линий и для станционных путей.


Прямолинейный стрелочный перевод

Источник изображения: Michael Derrer Fuchs /www.shutterstock.com/ru


Также они отличаются типами рельсов, конструкциями крестовин, видами приводов.

Стрелочные переводы – это наиболее сложные и ответственные части железнодорожных путей. Для их поддержания в рабочем положении проводятся обслуживание и ремонт.


Ремонт и содержание стрелочных переводов

Содержание и ремонт стрелочных переводов проводятся в соответствии с планами, разработанными на определенный срок. Перспективное планирование путевых работ осуществляется на основании нормативных межремонтных интервалов, текущее – на основе состояния оборудования.

Текущее обслуживание стрелочного перевода

Целью обслуживания железнодорожных путей и стрелочных переводов как их составных частей является поддержание исправного состояния всех элементов, устранение и предупреждение возможных поломок.

Основными мероприятиями текущего обслуживания являются осмотр и промер путей и стрелочных переводов, смена ремонтного комплекта стрелочного перевода для вывода из эксплуатации наиболее изношенных частей.


Во время осмотра проводят контроль состояния и замеряют ширину желобов крестовины, проверку прилегания компонентов друг к другу, убеждаются в отсутствии понижения остряка относительно рамного рельса, износа остряков, сердечников крестовин, предельного выкрашивания остряков, проверяют зазоры в стыках.


Осмотр стрелочного перевода осуществляет дорожный мастер согласно утвержденному графику. Результаты проверки заносятся в ведомость, с учетом полученных данных проводится планирование ремонтных работ.


Обслуживание стрелочных переводов

Источник изображения: Viewfoto studio /www.shutterstock.com/ru


Основными и самыми частыми операциями обслуживания стрелочных переводов являются очистка и смазывание, так как подвижные элементы должны работать без заедания и не подвергаться преждевременному износу.

Защита и смазка стрелочных переводов

Очистка и смазывание стрелочных переводов – основные операции их обслуживания. Периодичность работ для каждого участка дороги устанавливается индивидуально – одни стрелочные переводы очищаются и смазываются каждый день, другие – еженедельно.

Очистку элементов стрелочных переводов осуществляют, как правило, сжатым воздухом.

Все это необходимо для обеспечения легкого беспрепятственного перевода стрелок и предотвращения аварийных ситуаций.


Для защиты и смазывания подвижных элементов приводов стрелочных переводов, которые эксплуатируются в условиях воздействия химических реагентов, осадков, температурных перепадов, используются специальные покрытия.


Они обладают антифрикционными свойствами, а также химостойкостью и антикоррозионными характеристиками. На детали стрелочных переводов наносят антифрикционные покрытия MODENGY 1005 и MODENGY 1014.

Нанесение покрытий позволяет интегрировать твердые смазочные материалы, такие как дисульфид молибдена и политетрафторэтилен, в поверхности трения, обеспечивая ресурсную смазку деталей. Благодаря содержащемуся в составе пленкообразователю покрытие изолирует элементы оборудования от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, предотвращая их коррозию и разрушение.



Покрытия не требуют обновления на протяжении длительного срока службы электроприводов, поэтому оборудование надежно работает без необходимости обслуживания.

Ремонт стрелочного перевода

Детали стрелочных переводов эксплуатируются в условиях больших нагрузок и воздействия неблагоприятных окружающих факторов. Некоторые элементы могут износиться и выйти из строя, в случае чего проводится ремонт стрелочного перевода.

Так, вследствие неправильной установки или по мере эксплуатации крепежные элементы остряков могут перестать обеспечивать прочное соединение. Данные детали в срочном порядке заменяются при возникновении малейших неисправностей.

Накаты на рамных рельсах и остряках также подвергаются устранению при ремонте.


Обязательной замене при ремонте стрелочного перевода подвергаются остряки, рамные рельсы и крестовины, вертикальный износ которых близится к предельному или в случаях, когда на деталях обнаружены изломы.


В процессе ремонта могут осуществляться одиночные смены шпал, рельсов, ремонтного комплекта, переводных брусьев, а также проводиться полная замена оборудования.

Качественное содержание и ремонт стрелочных переводов обеспечивают бесперебойное и безопасное движение подвижных составов по путям, подержание ответственных узлов в исправном состоянии.

Яндекс.Метрика