Содержание: Общие сведения о смазочных маслах
Классификация смазочных масел
Основы и присадки, используемые при производстве смазочных масел EFELE
Виды смазочных масел EFELE по назначению
Общие сведения о смазочных маслах
Смазочные материалы являются конструкционным элементом узлов трения, в значительной мере определяющим показатели надежности и производительности. Для снижения интенсивности изнашивания деталей и потерь на трение широкое распространение получили смазочные масла – смазочные материалы, которые при работе трибосопряжений находятся в жидком агрегатном состоянии (рис. 1).
Рис. 1. Виды смазочных материалов
Смазочные масла выполняют следующие основные функции:
- Уменьшают внешнее трение, возникающее между сопрягаемыми деталями
- Снижают интенсивность изнашивания поверхностей трения и предотвращают их механические
- Повреждения (задиры, царапины, выкрашивания, отслаивания)
- Отводят из зоны контакта сопрягаемых деталей возникающее при трении тепло
- Защищают элементы механизмов от коррозии
- Уплотняют зазоры в трибосопряжениях
- Удаляют из зоны трения продукты износа и прочие загрязнения
По мере развития техники требования к эксплуатационным свойствам смазочных масел существенно расширяются и ужесточаются. Это отражается в значительном увеличении их номенклатуры и показателей свойств.
В наиболее общем случае смазочные масла должны иметь следующие характеристики:
- Хорошие смазывающие свойства, обеспечивающие минимизацию трения и износа
- Оптимальные вязкостно-температурные свойства, обеспечивающие требуемую подвижность масла во всем диапазоне рабочих температур
- Создание прочной смазочной пленки на сопрягаемых поверхностях при работе узла трения
- Высокая устойчивость к окислению и действию химически агрессивных сред, предотвращающая значительное изменение химического состава масла в процессе эксплуатации
- Моющие свойства, влияющие на снижение склонности масла к образованию различных отложений на поверхностях трения и в смазочной системе
- Низкая коррозионная активность по отношению к материалам пары трения
- Удовлетворительные защитные свойства, позволяющие маслу предохранять металл от атмосферной коррозии
- Невысокая испаряемость
- Отсутствие склонности к пенообразованию
- Отсутствие отрицательного влияния на материалы уплотнительных элементов
- Хорошая сохраняемость при хранении
При этом следует понимать, что эффективность использования смазочного масла в узле трения зависит от многих внешних факторов:
- Условий применения (температуры, нагрузки, скорости, характеристики среды и т.п.)
- Режима эксплуатации (характер изменения нагрузок, длительность и периодичность работы)
- Конструктивных особенностей узла трения (тип, размер, характер движения)
- Состава и свойств материалов, с которыми оно контактирует в процессе работы
Использование смазочных масел, соответствующих по эксплуатационным характеристикам условиям работы узла трения, позволяет на различных режимах работы машин достигать жидкостного трения, при котором повышаются показатели надежности, существенно снижаются потери механической энергии и обеспечивается минимальный износ деталей.
Классификация смазочных масел
Смазочные масла классифицируют по способу их получения и по назначению.
По происхождению выделяют нефтяные (минеральные), синтетические и растительные смазочные масла. В настоящее время в наибольших масштабах используются масла, получаемые путем переработки нефтяного сырья. Синтетические масла, получаемые преимущественно из углеводородного сырья, имеют более высокую стоимость.
Они характеризуются улучшенными свойствами и зачастую обладают целым рядом специфических свойств. Поэтому они применяются в наиболее ответственных узлах. Растительные масла имеют крайне ограниченное применение в связи с низкими эксплуатационными характеристиками.
Более обширна классификация смазочных масел по назначению. В рассматриваемом аспекте выделяют такие группы смазочных масел, как моторные (с дифференциацией по типу двигателя), трансмиссионные, индустриальные (для зубчатых передач, направляющих скольжения, шпинделей станков и т.п.), турбинные, компрессорные, гидравлические, приборные и другие масла более узкого специального назначения.
Кроме того, имеется особая категория универсальных масел, которые могут применяться при эксплуатации машин и механизмов различной конструкции и назначения.
В настоящее время все более широкое применение находят специальные масла, свойства которых соответствуют особенностями эксплуатации узлов трения конкретного типа.
Линейка смазочных материалов EFELE содержит обширную номенклатуру узкоспециализированных и универсальных смазочных масел. Это позволяет наиболее гибко учитывать конкретные условия работы трибо-сопряжений в различных областях техники.
Основы и присадки, используемые при производстве смазочных масел EFELE
Смазочные масла состоят из базовых масел (основ) нефтяного, синтетического происхождения или их смеси, в которые вводятся специальные присадки для придания основам новых свойств или улучшения существующих. Для этих же целей используют различные наполнители – твердые порошкообразные антифрикционные добавки, улучшающие, прежде всего, смазочную способность масел.
Синтетические смазочные масла, получаемые в результате полимеризации альфаолефинов, представляющих собой подсемейство органических соединений алкенов (олефинов) – полиальфаолефиновые масла – EFELE SO - 853, EFELE SO - 864, EFELE SO - 866, EFELE SO - 868, EFELE SO - 883, EFELE SO - 885, EFELE SO - 887.
Синтетические смазочные масла, получаемые в результате полимеризации сложных эфиров двух или нескольких органических кислот – эфирные масла – EFELE SO-789, EFELE SO-881.
Используемые при производстве смазочных масел нефтяные основы могут существенно отличаться как по способу получения, так и по эксплуатационным свойствам. Высокоочищенные минеральные масла не уступают маслам синтетического происхождения по смазочной способности, подвижности, вязкостно-температурным характеристикам, стабильности и испаряемости.
Эксплуатационные свойства синтетических масел, в частности полиальфаолефинов, ди- и полиэфиров зависят от химического состава и строения их молекул, которое обеспечивается путем целенаправленного синтеза. Это позволяет получить специальные синтетические масла, наиболее полно учитывающие условия работы различных узлов трения.
Композиции из смеси минеральных и синтетических масел позволяют достичь эксплуатационных свойств, которые значительно улучшены по сравнению с каждым из компонентов в отдельности.
Использование в качестве базовых высококачественных нефтяных и синтетических масел позволяет существенно улучшить низкотемпературные свойства получаемых товарных масел EFELE и уменьшить потери на трение в гидродинамическом режиме смазывания. Однако низкая несущая способность таких масел приводит к ухудшению антифрикционных свойств и повышает риск задирообразования и появления повышенного износа.В этой связи при производстве смазочных масел EFELE широко применяются антифрикционные, противозадирные и противоизносные присадки.
С помощью присадок можно повысить устойчивость базовых масел к окислению, уменьшить зависимость вязкости от температуры, понизить температуру застывания, повысить смазочную способность, уменьшить коррозионное действие по отношению к материалам пары трения и т.д. Присадки вводятся в смазочные масла в небольших количествах (от долей процента до нескольких процентов), однако их общая концентрация может доходить до 15 % и более.
По химическому составу они представляют собой, как правило, производные различных органических соединений. Наиболее часто присадки классифицируют по их функциональному назначению.
Антифрикционные присадки добавляются к смеси полиэфирного и диэфирного масла, а так же к полусинтетическому маслу на основе полиэфиров.
Противозадирные присадки добавляются к базовым маслам синтетического происхождения и полусинтетическим маслам, полученным в результате смешения полиэфирных и минеральных масел.
Противоизносные присадки добавляются к маслам как минерального, так и синтетического происхождения, а также к их смесям.
Депрессорные присадки, снижающие температуру застывания, применяются только по отношению к базовым маслам минерального происхождения в связи с их плохой текучестью в области низких температур.
Ингибиторы коррозии и окисления добавляются в состав большинства смазочных масел EFELE для снижения коррозионной активности базовых масел и повышения их химической стабильности, связанной с процессами окисления.
Усилители адгезии используются преимущественно при производстве смазочных масел с основами минерального происхождения, однако широко используются также для повышения адгезии полиальфаолефинового базового масла.
Обширная номенклатура компонентов, используемых при производстве смазочных материалов EFELE, позволяет получать смазочные масла с широким диапазоном эксплуатационных характеристик, учитывающих условия работы разнообразного промышленного оборудования.
Виды смазочных масел EFELE по назначению
Смазочные масла EFELE подразделяются на несколько функциональных категорий, определяющих пригодность их использования в узлах промышленного оборудования различной конструкции и назначения.
Редукторные масла – для смазывания промышленных редукторов с зубчатыми, червячными и винтовыми передачами – EFELE SO - 866, EFELE SO - 868, EFELE SO - 883, EFELE SO - 885, EFELE SO - 887.
Цепные масла – для смазывания цепных передач, используемых для привода промышленного оборудования различного типа – EFELE MO-749, EFELE SO-789, EFELE SO-881.
Универсальные масла – обеспечивают защиту и смазку для широкого спектра движущихся деталей в промышленных системах. Как правило, используются в небольших объемах в разнообразном промышленном оборудовании, имеющемся на предприятии – EFELE SO-853, EFELE SO - 864, EFELE MO-841, EFELE MO - 842, EFELE MO-843. Эти масла могут применяться как гидравлические – для использования в качестве рабочего тела в гидравлических устройствах для передачи усилий, смазывания контактирующих деталей, отведения теплоты, удаления загрязнений и герметизации гидравлических систем, в некоторых случаях как компрессорные –для смазывания узлов трения и герметизации в воздушных, газовых, холодильных компрессорах и воздуходувках – и вакуумные – для смазывания узлов трения высоковакуумных насосов.
В современных условиях многие пищевые предприятия стремятся ввести на своем производстве систему управления безопасностью пищевых продуктов HACCP, которая обеспечивает контроль качества в любой точке производственного процесса, где существует вероятность возникновения опасной ситуации.
Традиционные смазочные материалы, используемые для обслуживания узлов оборудования таких предприятий, при их случайном контакте с пищевой продукцией приводят к изменению ее вкусовых свойств и делают опасной для здоровья человека. Для соответствия системе HACCP в критических точках производства требуется применение смазочных материалов с пищевым допуском.
В линейке EFELE можно выделить особую категорию смазочных масел различного функционального назначения, имеющих допуск на случайный контакт с продуктами питания и питьевой водой в соответствии с самыми современными стандартами пищевой безопасности – EFELE MO-841, EFELE MO-842, EFELE MO-843, EFELE SO-853, EFELE SO-864, EFELE SO-866, EFELE SO-868, EFELE SO-883, EFELE SO- 885, EFELE SO-887, EFELE SO-881.
Такие масла, полученные на основе базовых минеральных масел высокой очистки и синтетических масел с низкой химической активностью, получили широкое распространение при эксплуатации оборудования по производству пищевых продуктов и в системах питьевого водоснабжения.