Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

Снятие головки блока цилиндров: как демонтировать болты и шпильки ГБЦ

О штатном снятии головки блока цилиндров необходимо заботиться на этапе ее монтажа – закручивать крепежные детали с контролируемым моментом затяжки, а также изолировать резьбовые поверхности при помощи специальных покрытий. Для откручивания уже прикипевших болтов могут понадобиться проникающие жидкости, ключи, шпильковерты, горелки и прочее оборудование.

При ремонте блока цилиндров автомобилей, мотоциклов, квадроциклов, малых летательных аппаратов и других транспортных средств с ДВС возникает необходимость демонтажа головки блока цилиндров, что может доставлять немало трудностей.

Эксплуатируясь при высоких нагрузках и температуре, стальные шпильки и болты прикипают к алюминиевому блоку цилиндров, вследствие чего выкрутить крепежные элементы становится сложно.

Для демонтажа шпилек и болтов ГБЦ применяют дополнительные средства – проникающие жидкости, горелки, шпильковерты, гайковерты и др.


Что сделать при монтаже, чтобы шпильки не прикипали?

Как выкрутить шпильку из ГБЦ – актуальный вопрос. Прежде чем с ним разобраться, рассмотрим основные ошибки при монтаже, которые становятся причиной сорванной резьбы при выкручивании крепежа, и способы обеспечения штатного снятия головки блока цилиндров.


Снятие головки блока цилиндров

Источник изображения: AlexKZ / www.shutterstock.com/ru


Во-первых, чтобы обеспечить качественный демонтаж болтов и шпилек ГБЦ, необходимо использовать высококачественный крепеж и соблюдать рекомендуемый производителем момент затяжки – усилие, прилагаемое к крепежу в момент его монтажа.

Для этого при сборке блока цилиндров шпильки затягиваются с помощью динамометрического ключа.


Правильно затянутые болты или шпильки сохраняют усилие затяжки под постоянным напряжением, проявляют устойчивость к усталостному разрушению резьбы.


Чрезмерная затяжка крепежа приводит к необратимой пластической деформации витков резьбы, разрушению изделий в процессе эксплуатации или при демонтаже.

Недостаточно затянутые резьбовые соединения склонны к образованию зазора при воздействии рабочих нагрузок, так как отсутствует предварительное натяжение.

Несоблюдение момента затяжки крепежа двигателя приводит не только к усложнению демонтажа, но и более серьезным последствиям – прорыву газов, масла, охлаждающей жидкости.

Важно не вкручивать крепеж в блок сразу с максимальным моментом. Необходимо сначала вкрутить шпильки или болты вручную, порядок затяжки прописан в документации  (двигаться от центра к краю).


Далее затяжка осуществляется в несколько этапов при помощи инструмента. Для примера – на первом этапе затягивают все болты в необходимом порядке с усилием 4 кгс, на втором – 7 кгс, далее 9 кгс и заключительный подход с усилием 12 кгс.


Кроме того, чтобы стальные крепежные изделия не прикипали к алюминиевому блоку, необходимо предотвратить прямой контакт металлических поверхностей. Для этого эффективно использование твердых смазочных материалов, которые эффективно работают при высоких температурах, не выгорают и сохраняют работоспособность до следующего демонтажа ГБЦ – таких как графит.

На шпильки и болты ГБЦ наносят специальные покрытия, содержащие твердые смазочные материалы. Они создают на резьбе тонкий сухой смазочный слой, который остается на деталях в процессе всего срока их эксплуатации и обеспечивает легкую разборку резьбовых соединений.


Крпеж ГБЦ с покрытием MODENGY 1001


Покрытие MODENGY 1001 на основе графита и дисульфида молибдена отлично справляется с обеспечением штатного демонтажа ГБЦ. Оно обладает высокими противозадирными и смазочными свойствами, термостойкостью. Оно легко наносится из аэрозольного баллона и отверждается без нагрева за 15 минут.


Как выкрутить шпильку из ГБЦ: распространенные методы

При некритичном прикипании шпилек и болтов ГБЦ к блоку используют проникающие жидкости на основе растворителей. Они проникают в соединения, помогая раскрутить их при помощи ручных инструментов.

В процессе демонтажа важно действовать не спеша. Приложение чрезмерных усилий может согнуть шпильку из-за высоких нагрузок на излом или сорвать резьбу.

Если шпилька не выкручивается, то посадочное место нагревают при помощи горелки для облегчения выкручивания. Такой трудоемкий метод позволяет удалить прикипевшие детали без повреждения резьбы.

Для облегчения процесса используют электрические шпильковерты и гайковерты. Их преимуществом является то, что они не создают изламывающих нагрузок.

Из-за неправильный действий в процессе демонтажа могут случиться срыв резьбы в блоке, а также облом шпильки – часть крепежной детали может остаться внутри блока. Обломанную резьбовую часть высверливают, резьбу внутри блока цилиндра восстанавливают. Эти операции являются самыми трудоемкими в процессе снятия головки блока цилиндров, поэтому необходимо соблюдать осторожность.

Яндекс.Метрика