Engineering solutions in the field of
lubricants and sealants

Molybdenum disulfide influence on the tribological properties of the commercial lubricants and oils

This article presents general conclusions on the results of both theoretical and experimental researches concerning molyblenum disulfide and MoS2-based oil dispersions influence on the tribological values of the commercial oils and lubricants.

Содержание: Механизм смазочного действия дисульфида молибдена
Анализ состояния вопроса
Экспериментальные исследования
Выводы

Механизм смазочного действия дисульфида молибдена

Дисульфид молибдена MoS2 – природный минерал (молибденит). Его ярко выраженная слоистая структура придает дисульфиду молибдена уникальные антифрикционные свойства и позволяет эффективно использовать в качестве твердого смазочного материала.

Слабая связь между слоями и низкое сдвиговое сопротивление обуславливают низкий коэффициент трения, который остается практически неизменным даже при высоких нагрузках и нагреве.

Высокодисперсные частицы дисульфида молибдена, попадая в зону трения, заполняют впадины микронеровностей поверхностей и сглаживают их. В процессе трения частицы приобретают ориентацию параллельно направлению скольжения и образуют защитную пленку, выдерживающую значительные контактные давления.

Рис. 1. Формирование смазочной пленки дисульфида молибдена в процессе тренияНа нижней части фотографии (рис. 1) видна поверхность металла с ярко выраженными микронеровностями, на верхней части – та же поверхность, но покрытая смазочной пленкой дисульфида молибдена, сформировавшейся в процессе трения.

Применение дисульфида молибдена оказывается наиболее эффективным для граничного и смешанного режимов смазки, при которых твердый смазочный материал способствует снижению трения, предотвращению задиров и заеданий. За счет заполнения им впадин микронеровностей смазываемой поверхности значительно облегчается процесс приработки.

Анализ состояния вопроса

Для изучения влияния дисульфида молибдена на эксплуатационные свойства масел и пластичных смазок проводились экспериментальные исследования в лабораториях Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова, Уфимского авиационного института, Новгородского государственного университета, корпорации Dow Corning в Германии и др. учреждениях

В таблице 1 приведены сводные результаты испытаний пластичной смазки ЦИАТИМ-201 и индустриального масла И-20А c добавками в них MoS2 в различных пропорциях, а также дисперсии дисульфида молибдена в минеральном масле Molykote M-55.

Таблица 1. Влияние MoS2 на трибологические свойства пластичных смазок и масел

Базовый смазочный материал

Относительное количество MoS2, % масс.

Нагрузка сваривания Pс, Н

Диаметр пятна износа Dи (мм) при нагрузке

196 Н

392 Н

800 Н

Пластичная смазка ЦИАТИМ-201

0

1235

0,73

-

-

10

2766

0,51

-

-

Масло индустриальное И-20А

0

1099

-

0,99

-

0,1

1167

-

0,66

-

1

1844

-

0,7

-

5

2325

-

0,88

-

Дисперсия Molykote M-55

10*

3000

-

-

1,35

* - содержание в товарном продукте

Анализ представленных результатов показывает, что добавление дисульфида молибдена в товарный смазочный материал позволяет увеличить несущую способность смазочного слоя в 1,1-2,2 раза и снизить износ в 1,1-1,5 раза.

Исследования индустриального масла И-20А с содержанием от 20 до 70 % дисульфида молибдена также показали, что при использовании чистого масла заедание наступает при удельной нагрузкке 2490 Н/мм2. При добавлении MoS2 диаметр пятна износа снижается почти в два раза, а заедания не наблюдается даже при нагрузках до 4520 Н/мм2.

Таким образом, дисульфид молибдена оказывает положительное влияние на противоизносные свойства масел и смазок, а также на их несущую способность.

Экспериментальные исследования

Испытания, результаты которых приведены выше, были проведены для узлов трения в режимах, далеких от реальных условий их эксплуатации. При этом влияние дисульфида молибдена на прирабатываемость и коэффициент трения оставалось невыясненным.

Комплексная оценка всех трибологических свойств была проведена в Брянском государственном техническом университете. В научно-исследовательской лаборатории «Триботехника»  сравнивались показатели чистого масла И-20А и масла И-20А с добавлением дисперсии дисульфида молибдена Molykote M-55 в количестве 5 % от объема. Испытания осуществлялись в режимах, максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации большинства узлов (трение скольжения Ʋ = 1 м/с, контактное давление P = 70 Мпа).

Рис. 2. Схема трения

Схема трения «ролик – дисковый индентор» (рис. 2) была реализована на машине трения МИ-1М, оснащенной датчиками и автоматизированной системой сбора данных.

Смазывание осуществлялось постоянно в процессе экспериментов окунанием в емкость с маслом. Материал ролика – Сталь 45 без термической обработки, материал индентора – твердый сплав ВК8.

В таблице 2 приведены значения трибологических показателей, определенные по результатам испытаний.

Таблица 2. Значения трибологических показателей по результатам испытаний

Трибологическое свойство

Показатель

Значение показателя

Масло

масло + дисперсия Molykote M-55

Прирабатываемость

Время приработки t0, ч

1,33

1,58

Приработочный износ h0, мкм

7,50

6,50

Отношение коэффициентов трения f0/f

1,24

1,55

Антифрикционность

Установившийся коэффициент трения f

0,145

0,123

Износостойкость

Суммарный износ h, мкм

15,40

11,80

Скорость изнашивания в период нормального изнашивания ɣ, мкм/ч

1,69

1,20

Скорость изнашивания за общее время испытаний ɣΣ, мкм/ч

2,57

1,97

Выводы

Таким образом, анализ проведенных испытаний показал, что при добавлении в индустриальное масло И-20А 5% дисперсии дисульфида молибдена Molykote M-55

  • процесс приработки происходил более плавно и с меньшими потерями на износ (до 14 %);
  • скорость изнашивания уменьшилась на 41 %;
  • потери на трение уменьшились в среднем на 18 %.

Известно, что снижение температуры эксплуатации минеральных масел на 10-15 °С позволяет увеличить срок их замены вдвое. Так как около 90 % генерируемой при трении энергии рассеивается в виде тепла, то очевидно, что снижение коэффициента трения приведет к пропорциональному снижению температуры фрикционного разогрева масла, снижению интенсивности окисления и увеличении срока его службы.

Яндекс.Метрика