Назначение и устройство шельфовой платформы
Мировые запасы углеводородов на суше стремительно уменьшаются. Поэтому активно развивается добыча нефти и газа в морях, океанах и других труднодоступных местностях.
По данным Международного энергетического агентства около трети углеводородного сырья добывается на шельфовых месторождениях. Более половины всех месторождений, открытых за последние 10 лет, располагаются на шельфе.
Шельфовая платформа – это комплекс оборудования для создания скважин и добычи углеводородов на шельфе. Глубина залегания нефти и газа составляет примерно 2 тысячи метров.
В настоящее время в пределах мирового океана разрабатывается около 350 месторождений углеводородов. Установки для добычи размещаются на шельфе на глубине около 200 метров.
Шельфовая станция состоит из корпуса, системы якорей, буровых палубы и вышки.
Корпусом называется широкая площадка, установленная на четырех или шести колоннах. Он наполняется воздухом для возможности удержания на поверхности всего сооружения.
Якорная система состоит из массивных стальных цепей, прикрепленных к корпусу и якорям. Якоря опускаются на дно и удерживаются за него для недопущения движения платформы.
Буровая палуба служит местом для хранения оборудования и размещения вертолетной площадки.
На буровой вышке размещаются механизмы, опускающие и поднимающие буровую колонну – систему из труб и долота. Одна трубная секция в длину составляет 28 метров. С помощью бура и осуществляется создание скважин. Долото одновременно вращается и оказывает давление на дно.
Рис. 1. Буровая колонна
Работа бура контролируется с помощью подводного оборудования, позволяющего рассмотреть все, что происходит под водой.
Проблемы эксплуатации шельфовых платформ
Высокие волны, порывы ветра, влажность, соленая вода значительно снижают устойчивость и срок службы конструкции. Сложные условия работы требуют разработки более надежных узлов и механизмов.
Для увеличения ресурса подвижных элементов используют антифрикционные твердосмазочные покрытия (АТСП) MODENGY, обладающие высокими антикоррозионными и антифрикционными свойствами.
АТСП наносятся на различные резьбовые соединения, направляющие и подшипники скольжения, противовыбросовое оборудование, запорно-регулирующую арматуру для снижения и стабилизации трения, защиты от коррозии и разрушения в агрессивной среде.
Для применения на узлах шельфовых платформ оптимально подходят материалы MODENGY 1002, MODENGY 1005, MODENGY 1014, MODENGY 1066, MODENGY PTFE - A20.
Рис. 2. Крепеж морских нефтяных платформ до и после нанесения покрытия MODENGY 1014
Типы шельфовых платформ
Стационарные – устанавливаются на глубине до 40 метров. Конструкция крепится с помощью свай или бетонных блоков.
Свободно закрепленные – устанавливаются на глубине до 80 метров.
Самоподъемные установки – поднимаются на мачтах и домкратах. Они применяются для работы на глубине от нескольких до ста метров.
Полупогружные – применяются на более глубоких участках (до 200 метров). Они удерживаются с помощью системы позиционирования, включающей подводные двигатели и якоря. Часть корпуса находится в воде.
Рис. 3. Полупогружная платформа
Буровые суда – используются для создания скважин на глубине от 200 метров.
Эти типы платформ могут комбинироваться между собой при необходимости.
Шельфовая платформа: проектирование и ввод в эксплуатацию
Разработка платформы осуществляется с учетом окружающих условий, ожидаемого срока службы, нагрузок, глубины установки, наличия на борту обслуживающего персонала и тд.
Ввод платформы в эксплуатацию происходит только после тщательной проверки соответствия техническим требованиям. Проверяется надежность конструкции, ее устойчивость в случае возникновения стихийных бедствий. Тесты могут проводиться на модели, учитывать показатели прототипов, опытного образца.
Добыча углеводородов на шельфе является одним из основных направлений развития нефтедобычи. Несмотря на высокую стоимость оборудования и сложность условий работы эта отрасль набирает обороты и становится все более актуальной.