Engineering solutions in the field of
lubricants and sealants

Shelf platforms to extract oil

Shelf platforms differ from ground ones by their location away from the shore. Developing such facilities requires taking into account aggressive factors of marine environment, and selecting modern materials to maintain for their units

Назначение и устройство шельфовой платформы

Мировые запасы углеводородов на суше стремительно уменьшаются. Поэтому активно развивается добыча нефти и газа в морях, океанах и других труднодоступных местностях.

По данным Международного энергетического агентства около трети углеводородного сырья добывается на шельфовых месторождениях. Более половины всех месторождений, открытых за последние 10 лет, располагаются на шельфе.

Шельфовая платформа – это комплекс оборудования для создания скважин и добычи углеводородов на шельфе. Глубина залегания нефти и газа составляет примерно 2 тысячи метров.

В настоящее время в пределах мирового океана разрабатывается около 350 месторождений углеводородов. Установки для добычи размещаются на шельфе на глубине около 200 метров.

Шельфовая станция состоит из корпуса, системы якорей, буровых палубы и вышки.

Корпусом называется широкая площадка, установленная на четырех или шести колоннах. Он наполняется воздухом для возможности удержания на поверхности всего сооружения.

Якорная система состоит из массивных стальных цепей, прикрепленных к корпусу и якорям. Якоря опускаются на дно и удерживаются за него для недопущения движения платформы.

Буровая палуба служит местом для хранения оборудования и размещения вертолетной площадки.

На буровой вышке размещаются механизмы, опускающие и поднимающие буровую колонну – систему из труб и долота. Одна трубная секция в длину составляет 28 метров. С помощью бура и осуществляется создание скважин. Долото одновременно вращается и оказывает давление на дно.


Буровая колонна

Рис. 1. Буровая колонна


Работа бура контролируется с помощью подводного оборудования, позволяющего рассмотреть все, что происходит под водой.


Проблемы эксплуатации шельфовых платформ

Высокие волны, порывы ветра, влажность, соленая вода значительно снижают устойчивость и срок службы конструкции. Сложные условия работы требуют разработки более надежных узлов и механизмов.

Для увеличения ресурса подвижных элементов используют антифрикционные твердосмазочные покрытия (АТСП) MODENGY, обладающие высокими антикоррозионными и антифрикционными свойствами.

АТСП наносятся на различные резьбовые соединения, направляющие и подшипники скольжения, противовыбросовое оборудование, запорно-регулирующую арматуру для снижения и стабилизации трения, защиты от коррозии и разрушения в агрессивной среде.

Для применения на узлах шельфовых платформ оптимально подходят материалы MODENGY 1002, MODENGY 1005, MODENGY 1014, MODENGY 1066, MODENGY PTFE - A20.

Крепеж морских нефтяных платформ до и после нанесения покрытия MODENGY 1014

Рис. 2. Крепеж морских нефтяных платформ до и после нанесения покрытия MODENGY 1014


Типы шельфовых платформ

Стационарные – устанавливаются на глубине до 40 метров. Конструкция крепится с помощью свай или бетонных блоков.

Свободно закрепленные – устанавливаются на глубине до 80 метров.

Самоподъемные установки – поднимаются на мачтах и домкратах. Они применяются для работы на глубине от нескольких до ста метров.

Полупогружные – применяются на более глубоких участках (до 200 метров). Они удерживаются с помощью системы позиционирования, включающей подводные двигатели и якоря. Часть корпуса находится в воде.


Полупогружная платформа

Рис. 3. Полупогружная платформа


Буровые суда – используются для создания скважин на глубине от 200 метров.

Эти типы платформ могут комбинироваться между собой при необходимости.


Шельфовая платформа: проектирование и ввод в эксплуатацию

Разработка платформы осуществляется с учетом окружающих условий, ожидаемого срока службы, нагрузок, глубины установки, наличия на борту обслуживающего персонала и тд.

Ввод платформы в эксплуатацию происходит только после тщательной проверки соответствия техническим требованиям. Проверяется надежность конструкции, ее устойчивость в случае возникновения стихийных бедствий. Тесты могут проводиться на модели, учитывать показатели прототипов, опытного образца.


Добыча углеводородов на шельфе является одним из основных направлений развития нефтедобычи. Несмотря на высокую стоимость оборудования и сложность условий работы эта отрасль набирает обороты и становится все более актуальной.


Яндекс.Метрика