Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

Ходовой винт: назначение, изготовление, ремонт и обслуживание

Винтовая передача скольжения состоит из винта и соответствующей ему гайки. Она нашла широкое применение в различном оборудовании для преобразования вращательно движения в поступательное.

Ходовой винт: назначение, области применения и достоинства

Ходовой винт – это составной компонент винтовой передачи, работающий в паре с гайкой.

Передача «винт-гайка скольжения» применяется с целью превращения вращательного движения в поступательное или наоборот.

Использование ходовых винтов актуально в станках, прессах, узлах сдвижных дверей, установках для поднятия грузов, устройствах для быстрого прототипирования, оперении самолетов, роботах, трубопроводной арматуре и медицинском оборудовании.


Ходовой винт в оборудовании для перемещения заготовок


Ходовые винты различаются по профилю резьбы. Наиболее распространены детали с прямоугольной и трапецеидальной резьбой, причем в подавляющем большинстве механизмов применяются последние.

Трапецеидальные винты превосходят другие виды деталей по прочности, кроме того, они легче в изготовлении.

Достоинства передачи «винт-гайка скольжения»:

  • Способность к самоторможению
  • Бесшумная работа
  • Простая конструкция
  • Высокая несущая способность
  • Высокоточная работа

В паре с ходовыми винтами используются гайки из чугуна, бронзы или полимерного материала с интегрированными в его состав смазочными компонентами.

Последний тип гаек позволяет отказаться от использования в узле пластичных и жидких смазок, что в свою очередь существенно расширяет области применения винтовых передач: позволяет использовать их в запыленной среде, в оборудовании с повышенными требованиями к чистоте, механизмах, сложно поддающихся обслуживанию.

Однако полный отказ от традиционных смазок снижает несущую способность и срок службы передачи, поэтому на этапе изготовления ходовых винтов применяются инновационные покрытия, которые работают на протяжении всего срока службы ходовых винтов.


Изготовление ходового винта: какие требования предъявляются к деталям?

Качество работы приводов машин сильно зависит от качества изготовления деталей передачи винт-гайка. Поэтому на этапе производства предъявляются высокие требования к точности и надежности ходовых винтов.


Изготовление ходового винта начинается с подбора подходящего металла. Он должен характеризоваться высокой износостойкостью, легко обрабатываться и не деформироваться при механической обработке и эксплуатации.


Материал выбирается исходя из списка рекомендованных для производства ходовых винтов металлов, после чего может дополнительно подвергаться упрочнению методом термического воздействия для снятия внутренних напряжений.

Из подобранного металла делают заготовку – пруток, диаметр которого должен быть приближен к диаметру готового ходового винта.

Резьбу создают путем фрезерования, вихревого нарезания либо с применением резца.

Точность изготовления ходового винта контролируют с использованием специализированного под эти цели оборудования: профильных шаблонов, микроскопов с функцией измерения, устройств для определения погрешности шага резьбы, скоб.

Проверяют диаметры, угол профиля, шаг резьбы и другие возможные отклонения.

На этапе изготовления ходовых винтов, для обслуживания которых не подходят пластичные и жидкие смазки, применяют антифрикционные покрытия, такие как MODENGY 1014



Например, использование твердой смазки особо актуально для передач типа "винт-гайка", работающих в условиях высокой запыленности.

Ходовые винты

Эти материалы наносятся на поверхность ходового винта методами окрашивания и создают тонкий сухой гладкий слой.


Благодаря этому предотвращается образование задиров, повышается плавность работы винтовой передачи, обеспечивается защита от коррозии, снижается коэффициент трения.


Ходовые винты с покрытием не нуждаются в обслуживании на протяжении всего периода эксплуатации, а также могут применяться в запыленной среде, при контакте с агрессивными веществами, в условиях температурных перепадов и при воздействии других неблагоприятных факторов.


Ремонт ходового винта

Одним из недостатков передачи «винт-гайка скольжения» является высокое трение, которое приводит к истиранию опорных частей витков.

Ходовые винты с прямоугольным профилем восстановлению не подлежат, трапецеидальные винты ремонтируются при износе, не превышающем десяти процентов.


Ремонт ходового винта с трапецеидальным профилем заключается в устранении выработок на витках. Для этого резьбу протачивают с сохранением шага на большую глубину.


После устранения дефектов для ходового винта производятся новые гайки, соответствующие размерам восстановленной резьбы.

Для увеличения срока службы отремонтированного винта также можно использовать твердую смазку.

Яндекс.Метрика