Затяжка шпилек ГБЦ: что важно знать
Затяжка шпилек головки блока цилиндров – одна из самых ответственных операций при сборке двигателя.
Крепежные элементы ГБЦ – болты или шпильки – обеспечивают прочное соединение головки и блока цилиндров, герметизацию системы. Для обеспечения полной непроницаемости служит прокладка ГБЦ.
Если момент затяжки крепежа выбран неправильно, не обеспечивается плотное соединение элементов и двигатель начинает работать некорректно, вплоть до выхода из строя из-за смешивания масла и охлаждающей жидкости. Также недостаточная затяжка шпилек ГБЦ может стать причиной самопроизвольного раскручивания под действием вибрации.
Чрезмерные усилия при монтаже крепежа приводят к деформации комплектующих, а также срыву резьбы крепежа.
Также необходимо соблюдать последовательность затяжки болтов. Она, в отличие от момента затяжки, одинакова для всех типов двигателя.
Монтаж начинается от центральных болтов, после чего последовательно переходят к крайним: два болта справа от центральных, после – два болта слева от центральных и так далее.
Момент затяжки ГБЦ
Момент затяжки – это усилие, с которым осуществляется затяжка резьбового соединения. Данный параметр рассчитывается применительно к каждому виду резьбового соединения с учетом условий его эксплуатации, конструкционных материалов и других факторов. Для разных моторов момент затяжки крепежа ГБЦ может отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по техническому обслуживанию от производителя при монтаже головки блока цилиндров.
Затяжка болтов и шпилек ГБЦ обязательно должна быт контролируемой – с применением динамометрических ключей. Они уведомляют о достижении требуемого момента затяжки – специальным сигналом либо значением на шкале.
Затяжка осуществляется в несколько подходов. Изначальный момент затяжки всех болтов должен быть до 1 Кгс/м. Далее в несколько этапов последовательно затягиваю все болты, достигая усилия порядка 11-12 Кгс/м.
Затяжка шпилек ГБЦ требует регулировки при появлении подтеков масла, конденсата в месте соединения головки с блоком цилиндров. Нарушение параметра может наблюдаться вследствие перегрева и вибраций, из-за чего происходит обжатие прокладки, или других причин.
Смазка для шпилек ГБЦ
Чтобы крепежные изделия эффективно эксплуатировались до следующего демонтажа головки блока цилиндров, а также легко демонтировались, необходимо использовать смазку для шпилек ГБЦ, способную защитить от прикипания под воздействием высокой температуры.
Наиболее эффективным способом является применение смазочных покрытий, таких как MODENGY 1001. В состав этого материала входят твердые смазочные вещества – дисульфид молибдена и графит.
Они обеспечивают смазывание и защиту деталей в экстремальных условиях эксплуатации, поэтому покрытие способно эффективно функционировать при нагреве до +440 °С, предотвращая контакт стального крепежа с алюминиевым блоком цилиндров и их схватывание при высоких нагрузках и температуре.
Покрытие может наноситься как при сборке блока цилиндров на производстве, так и при ремонте. Оно распыляется из аэрозольного баллона и высыхает за 15 минут.
Покрытие обеспечивает легкий монтаж (стабилизация момента затяжки) и демонтаж крепежа ГБЦ, устраняя временные затраты на применение проникающих составов для откручивания прикипевших деталей, высверливание обломанных резьбовых элементов и др.
Затяжка шпилек ГБЦ оказывает очень большое влияние на эффективность и срок работы как головки блока цилиндров, так и двигателя в целом. Необходимо уделять большое внимание всем параметрам монтажа крепежа: последовательности установки изделий, моменту их затяжки, а также используемым на этапе сборки ГБЦ смазочным материалам для крепежа.