Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

АТСП MODENGY в арматуростроении

В статье описаны примеры реального применения антифрикционных покрытий MODENGY, наглядно демонстрирующие их эффективность в решении задачи снижения и стабилизации трения, защиты изделий от негативных влияний окружающих факторов и повышения их ресурса.

Особенности антифрикционных твердосмазочных покрытий

Современное оборудование зачастую эксплуатируется в таких условиях, которые традиционные смазочные материалы не выдерживают: при высоких контактных давлениях и температурах, в присутствии химически-агрессивных рабочих сред, влаги и абразивов. Именно поэтому масла и пластичные смазки все чаще вытесняют специальные покрытия, производимые по технологии твердой смазки. Они снижают и стабилизируют трение, тем самым защищая детали от преждевременного износа.


Покрытия эффективны при температурах до +600 ºС и контактных давлениях более 2500 МПа. Они наносятся однократно и не требуют возобновления, создавая необслуживаемые узлы трения.

В России обширная линейка антифрикционных твердосмазочных покрытий (АТСП) разрабатывается и производится компанией Modengy. На данный момент потребителям доступны более 16 видов покрытий MODENGY, нацеленных на решение наиболее острых задач в области снижения трения и износа.

В формулах АТСП используются твердые смазочные материалы различной химической природы и структуры, а также полимерные связующие вещества, прочно удерживающие их в своей матрице (рис. 1).


Схематичное изображение покрытия на поверхности детали

Рис. 1. Схема АТСП на поверхности детали


Примеры применения АТСП MODENGY в сфере арматуростроения

Покрытия MODENGY применяются в самых различных отраслях промышленности, включая арматуростроение. В данной сфере они неоднократно демонстрировали свои высокие эксплуатационные свойства и эффективность.

Так, использование дисульфидмолибденового АТСП MODENGY 1001 на штоке клапана трубопроводной арматуры позволяет уменьшить усилия, прилагаемые к приводу затвора, в 5 раз (рис. 2).


Шток клапана с покрытием MODENGY 1001 на основе дисульфида молибдена

Рис. 2. Шток клапана с покрытием MODENGY 1001 на основе дисульфида молибдена


Покрытие горячей полимеризации MODENGY 1005 сводит к минимуму потери на трение в реечных передачах клапанов осевого типа. Материал обладает высокой несущей способностью и отличными противозадирными свойствами, поэтому выдерживает контактные давления более 2000 МПа (рис. 3).


Детали реечной передачи клапана осевого типа с покрытием MODENGY 1005 на основе дисульфида молибдена

Рис. 3. Детали реечной передачи клапана осевого типа с покрытием MODENGY 1005 на основе дисульфида молибдена


MODENGY 1014 на основе политетрафторэтилена (ПТФЭ) и дисульфида молибдена защищает элементы крепежных изделий арматуры от износа и коррозии (рис. 4), стабилизирует коэффициент закручивания и не допускает «закусывание» резьбы.

В отличие от гальванических покрытий, АТСП продолжает действовать даже после многократных циклов монтажа-демонтажа.


Крепежные изделия с покрытием MODENGY 1014 на основе ПТФЭ и дисульфида молибдена

Рис. 4. Крепежные изделия с покрытием MODENGY 1014 на основе ПТФЭ и дисульфида молибдена


Политетрафторэтилен в составе позволяет использовать покрытие MODENGY 1014 в парах трения с участием резины и пластика – например, в гильзах пневмоприводов. АТСП препятствует прилипанию резины к металлу и возникновению скачкообразного движения, повышает общий ресурс деталей (рис. 5).


Гильза пневмопривода с покрытием MODENGY 1014 на основе ПТФЭ и дисульфида молибдена

Рис. 5. Гильза пневмопривода с покрытием MODENGY 1014 на основе ПТФЭ и дисульфида молибдена 


Покрытие MODENGY 1014 успешно прошло испытания на химическую стойкость (ГОСТ 9.403-80), что позволяет использовать его в условиях агрессивных сред.


Описанные примеры наглядно демонстрируют эффективность АТСП в снижении и стабилизации трения, защите изделий от негативных влияний окружающих факторов и повышении их ресурса.

Уникальные твердосмазочные материалы позволяют создавать необслуживаемые узлы трения. При этом сама технология твердой смазки проста в реализации и подразумевает использование стандартного окрасочного оборудования.