Engineering solutions in the field of
lubricants and sealants

Molybdenum disulfide: properties of a solid lubricating material. Dry lubrication for open friction units

Molybdenum disulfide is one of the most popular lubricating materials known to date due to its high lubricating properties, and operability under complicated operational conditions.

Дисульфид молибдена: смазка для экстремальных условий эксплуатации

Дисульфид молибдена является одним из наиболее популярных смазочных материалов, известных на сегодняшний день, благодаря своим отличным антифрикционным свойствам и работоспособности в сложных условиях эксплуатации.

Он представляет собой высокодисперсный порошок темного цвета, получаемый из природного минерала молибденита путем его измельчения и очитки от примесей. Также используется синтетический MoS2, свойства которого отличаются от природного в худшую сторону.

Широкая популярность порошкообразных смазочных веществ, в частности дисульфида молибдена, обусловлена неработоспособностью жидких и консистентных смазок в вакууме, при нагреве, в условиях запыленности, в труднодоступных узлах, в которых не может быть обеспечено постоянное восполнение смазочного материала.


Высокие антифрикционные свойства MoS2 объясняются его слоистой кристаллической структурой. Слои, связанные слабыми молекулярными силами, легко скользят друг о друга, обеспечивая низкий коэффициент трения. При этом тонкая пленка имеет высокое сопротивление продавливанию.


То есть дисульфид молибдена характеризуется высоким сопротивлением сжатию и малым сопротивлением сдвигу.


Слоистая структура дисульфида молибдена

Источник изображения: ogwen / www.shutterstock.com/ru


Дисульфид молибдена находит применение главным образом в узлах трения скольжения, подверженных высоким удельным нагрузкам. Материал работоспособен при температуре от -180 до +400 °С, в агрессивных средах, запыленных помещениях. В вакууме MoS2 сохраняет свои свойства до +1100 °С.


Он эффективно защищает от фреттинг-коррозии, схватывания металлов, задиров, обеспечивает плавное движение деталей без рывков и заедания, снижает коэффициент трения и работает дольше, чем традиционные виды смазочных составов.


Дисульфид молибдена служит основой для многих типов смазок – добавляется в составы консистентных смазок для повышения их противозадирных свойств, смешивается со связующими веществами для получения антифрикционных покрытий с наиболее высокими смазочными и защитными свойствами, а также применяется в порошкообразной форме. Рассмотрим свойства, форму применения и преимущества последнего вида смазочных материалов на основе дисульфида молибдена.


Сухая смазка с дисульфидом молибдена: преимущества и отличия от других типов смазочных материалов

Применение дисульфида молибдена в форме порошка, не смешанного с пленкообразователями или базовым маслом, популярно для облуживания труднодоступных узлов трения, работающих в условиях высокой запыленности.

Для удобства использования дисульфид молибдена смешивается с растворителем, необходимыми дополнительными компонентами и помещается в аэрозольные баллоны. Одним из эффективных сухих смазочных материалов на основе MoS2 является MODENGY A-MOLY.

Главная особенность и положительное отличие сухой смазки – способность проникать во все участки узла, позволяющая использовать ее без разборки.



Смазочный порошок равномерно переносится по всей площади поверхности, а также мигрирует на ответные детали. В процессе трения формируется тонкий блестящий смазочный слой.

После нанесения состава на детали растворитель испаряется в течение нескольких минут, на обработанных поверхностях остается темный порошок дисульфида молибдена.

В процессе работы твердые частицы, учитывая условия трения, сглаживают микрорельеф деталей, заполняя микронеровности.

В отличие от жидких смазок, сухой адаптивный смазочный материал эффективно функционирует в условиях запыленности – за счет отсутствия липких компонентов он не аккумулирует пыль, которая может выступать как абразив.


Поэтому сухая смазка эффективно применяется для обслуживания ходовых винтов, тросов, цепей, подшипников и направляющих скольжения, резьбовых соединений, замков, шлицев и других открытых узлов с парами трения металл по металлу.


В отличие от антифрикционных покрытий, содержащих связующие вещества (пленкообразователи), сухие материалы способны обеспечивать смазывание поверхностей с высокой шероховатостью, заполняя даже значительные углубления микронеровностей.

Итак, преимущества сухой смазки с дисульфидом молибдена следующие:

  • Проникающая способность, нанесение на детали без разборки механизмов
  • Удобство применения – нанесение из аэрозольного баллона, готовность к эксплуатации через несколько минут
  • Отличные противозадирные, смазочные свойства, несущая способность
  • Низкий коэффициент трения по стали: от 0,03
  • Рабочие температуры -180...+400 °С (до +1100 °С в вакууме)
  • Большой срок службы – смазка не подвергается старению, испарению и окислению
  • Широкий диапазон условий эксплуатации – радиация, вакуум, агрессивная химия, пыль

Дисульфид молибдена – один из самых эффективных из известных на сегодняшний день смазочных материалов. Он находит применение как в экстремальных условиях, например для обеспечения работоспособности космических аппаратов в атмосфере других планет, так и в нормальных – используется на направляющих, в замках и петлях.

Сухие адаптивные смазочные материалы на основе MoS2 – особый тип смазок, отличающийся удобством применения и отличной проникающей способностью.


Яндекс.Метрика