Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

Дисульфид молибдена: свойства твердого смазочного материала. Сухая смазка для открытых узлов трения

Дисульфид молибдена является одним из наиболее популярных смазочных материалов, известных на сегодняшний день, благодаря своим высоким смазочным свойствам и работоспособности в сложных условиях эксплуатации.

Дисульфид молибдена: смазка для экстремальных условий эксплуатации

Дисульфид молибдена является одним из наиболее популярных смазочных материалов, известных на сегодняшний день, благодаря своим отличным антифрикционным свойствам и работоспособности в сложных условиях эксплуатации.

Он представляет собой высокодисперсный порошок темного цвета, получаемый из природного минерала молибденита путем его измельчения и очитки от примесей. Также используется синтетический MoS2, свойства которого отличаются от природного в худшую сторону.

Широкая популярность порошкообразных смазочных веществ, в частности дисульфида молибдена, обусловлена неработоспособностью жидких и консистентных смазок в вакууме, при нагреве, в условиях запыленности, в труднодоступных узлах, в которых не может быть обеспечено постоянное восполнение смазочного материала.


Высокие антифрикционные свойства MoS2 объясняются его слоистой кристаллической структурой. Слои, связанные слабыми молекулярными силами, легко скользят друг о друга, обеспечивая низкий коэффициент трения. При этом тонкая пленка имеет высокое сопротивление продавливанию.


То есть дисульфид молибдена характеризуется высоким сопротивлением сжатию и малым сопротивлением сдвигу.


Слоистая структура дисульфида молибдена

Источник изображения: ogwen / www.shutterstock.com/ru


Дисульфид молибдена находит применение главным образом в узлах трения скольжения, подверженных высоким удельным нагрузкам. Материал работоспособен при температуре от -180 до +400 °С, в агрессивных средах, запыленных помещениях. В вакууме MoS2 сохраняет свои свойства до +1100 °С.


Он эффективно защищает от фреттинг-коррозии, схватывания металлов, задиров, обеспечивает плавное движение деталей без рывков и заедания, снижает коэффициент трения и работает дольше, чем традиционные виды смазочных составов.


Дисульфид молибдена служит основой для многих типов смазок – добавляется в составы консистентных смазок для повышения их противозадирных свойств, смешивается со связующими веществами для получения антифрикционных покрытий с наиболее высокими смазочными и защитными свойствами, а также применяется в порошкообразной форме. Рассмотрим свойства, форму применения и преимущества последнего вида смазочных материалов на основе дисульфида молибдена.


Сухая смазка с дисульфидом молибдена: преимущества и отличия от других типов смазочных материалов

Применение дисульфида молибдена в форме порошка, не смешанного с пленкообразователями или базовым маслом, популярно для облуживания труднодоступных узлов трения, работающих в условиях высокой запыленности.

Для удобства использования дисульфид молибдена смешивается с растворителем, необходимыми дополнительными компонентами и помещается в аэрозольные баллоны. Одним из эффективных сухих смазочных материалов на основе MoS2 является MODENGY A-MOLY.

Главная особенность и положительное отличие сухой смазки – способность проникать во все участки узла, позволяющая использовать ее без разборки.



Смазочный порошок равномерно переносится по всей площади поверхности, а также мигрирует на ответные детали. В процессе трения формируется тонкий блестящий смазочный слой.

После нанесения состава на детали растворитель испаряется в течение нескольких минут, на обработанных поверхностях остается темный порошок дисульфида молибдена.

В процессе работы твердые частицы, учитывая условия трения, сглаживают микрорельеф деталей, заполняя микронеровности.

В отличие от жидких смазок, сухой адаптивный смазочный материал эффективно функционирует в условиях запыленности – за счет отсутствия липких компонентов он не аккумулирует пыль, которая может выступать как абразив.


Поэтому сухая смазка эффективно применяется для обслуживания ходовых винтов, тросов, цепей, подшипников и направляющих скольжения, резьбовых соединений, замков, шлицев и других открытых узлов с парами трения металл по металлу.


В отличие от антифрикционных покрытий, содержащих связующие вещества (пленкообразователи), сухие материалы способны обеспечивать смазывание поверхностей с высокой шероховатостью, заполняя даже значительные углубления микронеровностей.

Итак, преимущества сухой смазки с дисульфидом молибдена следующие:

  • Проникающая способность, нанесение на детали без разборки механизмов
  • Удобство применения – нанесение из аэрозольного баллона, готовность к эксплуатации через несколько минут
  • Отличные противозадирные, смазочные свойства, несущая способность
  • Низкий коэффициент трения по стали: от 0,03
  • Рабочие температуры -180...+400 °С (до +1100 °С в вакууме)
  • Большой срок службы – смазка не подвергается старению, испарению и окислению
  • Широкий диапазон условий эксплуатации – радиация, вакуум, агрессивная химия, пыль

Дисульфид молибдена – один из самых эффективных из известных на сегодняшний день смазочных материалов. Он находит применение как в экстремальных условиях, например для обеспечения работоспособности космических аппаратов в атмосфере других планет, так и в нормальных – используется на направляющих, в замках и петлях.

Сухие адаптивные смазочные материалы на основе MoS2 – особый тип смазок, отличающийся удобством применения и отличной проникающей способностью.


Яндекс.Метрика