Манифольд представляет собой элемент буровой установки, входящий в конструкцию нефтегазовой арматуры и представленный целым блоком трубопроводов и вентилей.
Он применяется для смешивания или перераспределения потока рабочей среды между различными входами и выходами.
Манифольд изготавливается из износостойкого материала по определенной схеме и требованиям с расчетом на высокое давление. Он снабжен необходимой запорной и иной арматурой. Также в состав конструкции входят линии дросселирования и глушения в виде отдельных блоков, соединенных с противовыбросовым оборудованием магистральными линиями.
Манифольд обеспечивает:
- Безопасность при проведении ремонтных и строительных работ
- Поддержание необходимого давления
- Предотвращение опасных выбросов
- Подключение специализированных манометров и других контрольно-измерительных приборов к трубопроводам на магистралях и технологическому оборудованию
- Надлежащее функционирование всей цепи бурового оборудования
Эксплуатация манифольда
После того, как фонтанная арматура с крановыми запорными устройствами будет установлена, во все краны требуется набить уплотнительную смазку, которая подается при помощи нажимного болта или (вместо него) масленкой, ввинчиной в резьбовое отверстие шпинделя. Первый вариант отнимает больше времени и менее удобен.
Набивка осуществляется при полностью открытом или закрытом кране. По окончании процедуры проверяется плавность работы затвора, нажимной болт возвращается в исходное положение. Его ввинчивание лучше произвести на половину длины. Это необходимо для легкого вращения нажимного болта (на пять-шесть оборотов) при продавливании смазки на уплотнительные поверхности.
Регулярное смазывание уплотнительных поверхностей крана позволяет обеспечить полную герметичность затвора.
Рис. 1. Манифольд
Подшипники шпинделя арматуры с прямоточными задвижками необходимо смазывать солидолами каждые 2-3 месяца.
В процессе эксплуатации арматуры требуется также через штуцер набивать смазку в днище корпуса задвижки. Это позволяет избежать скапливания агрессивных сред и оседания на нем различных механических примесей. Уплотнительная смазка, повышающая герметичность затвора прямоточной задвижки, к его поверхности подается автоматически под давлением передвигающейся в корпусе среды.
Способы увеличения ресурса манифольда
Для повышения стойкости к коррозии и истиранию главные составные части арматуры проходят специальную термическую обработку.
Инновационной разработкой, обеспечивающей одновременно смазывание и защиту деталей и узлов, являютсяантифрикционные твердосмазочные покрытия.
На российском рынке такие материалы можно найти в ассортименте продукции MODENGY.
На резьбу ходовых винтов с целью минимизации усилия на его перемещение и снижения трения наносится покрытие MODENGY 1001. Его применение также позволяет предотвратить закусывание резьбы.
При необходимости антикоррозионной защиты применяется покрытие MODENGY 1014. Его эффективность подтверждена результатами ускоренных испытаний в камере соляного тумана по стандарту ISO 9227 – более 672 часов защиты от коррозии.
Если резьбовое соединение подвержено высоким контактным давлениям, применяется покрытие MODENGY 1005, которое также используется на штоках и рейках клапанов осевого типа.
Рис. 2. Элементы манифольда покрытием MODENGY
MODENGY 1005 и MODENGY 1014 работоспособны в широком диапазоне температур – от -200 до +255 °С.
На шиберных и клиновых задвижках, ограничивающих поступление высокотемпературных и химически агрессивных сред, применяется покрытие MODENGY 1007, выдерживающее экстремальные температуры до +350 °С.Также защита манифольда от коррозионного разрушения осуществляется путем нанесения лакокрасочных покрытий или наложения на его элементы отрицательного потенциала (с помощью жертвенного анода или внешнего источника постоянного тока).