Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

Российская авиация: современное состояние отрасли, переход к политике импортозамещения

Наиболее успешной отраслью российского авиастроения является производство летательных аппаратов военного назначения. Гражданское авиастроение нуждается в политике импортозамещения.

Как развивается российская авиация?

Парк российской авиационной техники очень разнообразен. Он включает в себя бомбардировщики, истребители, пассажирские, грузовые летательные аппараты, беспилотники, боевые суда.

Россия занимает второе место в мире по количеству военной авиации в строю. Количество такой техники постепенно возрастает. Кроме того, страна лидирует по выпуску вертолетов.

Российская авиация развивалась скачкообразно. После появления самолетостроения в 20 веке пик производства произошел во время войны.

В мирное время начали разрабатываться высокотехнологичные двигатели для самолетов, а после распада Советского Союза развитие отрасли пошло на спад из-за недостатка финансирования.

После кризиса появилось некоторое количество компаний-авиаперевозчиков, со временем перешедших в частное владение.

Сегодня развитие авиации, в частности гражданской, является одним из приоритетных направлений государственной политики.


Российский аэропорт


Однако оно тормозится устаревшим парком отечественной летной техники. Подавляющее большинство эксплуатируемых на территории страны самолетов гражданской авиации доставлено из-за рубежа.

В связи с этим, а также введением ограничений со стороны других государств, в авиации актуален переход на политику импортозамещения.


Импортозамещение в авиации

В современных условиях закупка компонентов для производства авиатехники за границей ограничена вследствие внешнеполитических причин и внешнеторговых ограничений.

Как отмечают эксперты, военное авиастроение может эффективно функционировать без поставок импортных материалов и комплектующих, чего нельзя сказать о гражданской авиации.

Большинство авиатехники, эксплуатируемой российскими авиакомпаниями, имеет зарубежное происхождение либо более чем на половину состоит из иностранных комплектующих.

Если не развивать отечественные науку и производство, то эксплуатировать пассажирские, грузовые самолеты будет затруднительно.

Выход изделий российского авиастроения на мировой уровень позволит минимизировать возможность давления со стороны других стран, обеспечить нормально функционирование отрасли вне зависимости от внешних условий.


На фоне ограничений со стороны других государств были разработаны полностью отечественные вертолеты, самолеты и авиадвигатели.


Однако полный переход на российские разработки не может произойти мгновенно. Перед серийным выпуском компоненты должны пройти целый ряд испытаний, получить сертификаты.

Одним из наиболее важных факторов, тормозящих импортозамещение в авиации, является техническое отставание в гражданском самолетостроении. Разрабатываются меры для преодоления отставания, такие как формирование инженерно-технического потенциала на базе университетов, финансирование отрасли и разработок.

Импортозамещение в авиации касается не только комплектующих, но и технических жидкостей, материалов для смазывания узлов.

На рынке российских смазочных материалов достаточно продуктов, которые могут заменить импортные аналоги.

В России разрабатываются и производятся авиационные покрытия, которые успешно заменяют зарубежные аналоги.

Они выпускаются под маркой MODENGY, разрабатываются и производятся российской компанией «Моденжи».

Отечественные авиационные покрытия разрабатываются на основе специального класса полимерных составов с высокой термостойкостью, обладающих рядом выдающихся триботехнических и физико-механических характеристик.


Авиационные покрытия обеспечивают эффективную сухую смазку и применяются в тех узлах самолетов, в которых применения пластичных и жидких смазок становится недостаточно. К ним относятся высоконагруженные труднодоступные детали, испытывающие сильное трение, воздействие коррозионно-активной среды, пыли.


В качестве примера можно рассмотреть нанесение покрытия MODENGY 1066 на втулки скольжения самолетов-амфибий. Данные летательные аппараты могут осуществлять посадку и взлет как с твердой поверхности, так и с водной глади.

Втулки скольжения самолета-амфибии

Втулки скольжения располагаются в негерметичном необогреваемом отсеке, из-за эксплуатации в условиях высокой влажности они подвергаются коррозионному разрешению, а также преждевременно изнашиваются вследствие высокого трения в узле.

Покрытие на основе дисульфида молибдена и графита, обладая высокой несущей способностью, противозадирными, антикоррозионными свойствами, износостойкостью, низким коэффициентом трения обеспечивает длительную защиту деталей и увеличение ресурса узла без необходимости его обслуживания.

Также авиационные покрытия применяются на направляющих и подшипниках скольжения, деталях регуляторов избыточного давления, элементах трубопроводов, поршнях самолетов малой авиации, элементах гидросистем самолетов и других компонентах для снижения трения, износа, защиты от коррозии.


Российская авиация нуждается в «возрождении». Об этом говорят многие эксперты отрасли. Для этого разрабатываются меры поддержки производителей авиационной техники, подготовки кадров, выделение средств из бюджета.


В то же время, по словам экспертов, полный переход к импортозамещению в ближайшее время не представляется возможным, так как производство эффективных авиалайнеров в пределах одной страны технически сложно.

Яндекс.Метрика