Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

Масляный вариатор: как правильно и как часто менять масло?

Замена масла в вариаторе – один из основных способов увеличения его ресурса. Несмотря на заявления производителей об отсутствии необходимости в обслуживании, заливать новую смазочную жидкость рекомендуется по мере уменьшения ее уровня и загрязнения продуктами износа.

Вариатор – это тип трансмиссии, который предназначен для передачи крутящего момента от ведущей оси к ведомой с плавным изменением передаточного отношения.

Такая коробка передач устанавливается в автомобили, мототехнику, станки, конвейерные линии и другие агрегаты. При простоте конструкции она обладает хорошими эксплуатационными характеристиками.

Основой вариатора являются два шкива – ведущий, расположенный на вале двигателя, и ведомый, установленный на оси с элементом, которому требуется придать вращение, – колесами, заготовкой и тд.

Между шкивами натянут ремень или цепь. Он может быть изготовлен из различных материалов в зависимости от применения вариатора – резины, металла.


Вариатор автомобиля


При изменении рабочего радиуса ведущего шкива синхронно изменяется рабочий радиус ведомого шкива. Это ведет к корректировке передаточного отношения.

Если ремень находится на внешнем радиусе ведущего шкива, то скорость вращения большая, и наоборот.

Существует распространенное мнение, что такой тип коробки передач не поддается обслуживанию и служит недолго. Это становится причиной отказа от выбора вариатора, несмотря на ряд его преимуществ перед другими типами трансмиссии.

Об отсутствии необходимости в обслуживании заявляют сами производители вариаторных коробок. Однако это заявление не совсем правдиво.

По мере работы масло в вариаторе, как и любая смазочная жидкость, накапливает в себе продукты износа и загрязнения, теряет свои полезные свойства.

Поэтому своевременное и качественное обслуживание вариатора становится главным способом увеличения его ресурса.


Как обслуживать масляный вариатор?

Для снижения износа сопряженных компонентов любых механизмов применяются смазочные средства. В вариаторном типе трансмиссии используется масло.

Масло вариатора существенно отличается от трасмиссионного масла других видов коробок передач. Оно выполняет смазочную функцию, однако это не основное назначение. Помимо снижения износа сопряженных деталей жидкость под давлением должна повышать коэффициент трения между ремнем и конусами вариатора для предотвращения проскальзывания.

Вариаторы относятся к классу неремонтопригодных или ограниченно ремонтопригодных механизмов. Поэтому масло нужно менять достаточно часто для предотвращения износа и риска отказов.


Масло меняют примерно раз в пару лет, если есть возможность, то интервалы замены сокращают.


Понять, что ресурс смазочной жидкости исчерпан, можно по рывкам в процессе движения, постороннему звуку со стороны коробки при движении на небольшой скорости – скрежету металла, потере плавности разгона и другим нехарактерным для нормальной работы признаки.

С целью минимизации износа деталей вариатора даже в случае недостатка или плохого состояния масла используют твердую смазку – антифрикционные покрытия. Часто применяют MODENGY 1005, MODENGY 1014.

Они наносятся на поверхности дисков шкивов, которые трутся о валы при перемещении.



Покрытия позволяют снижать трение и предотвращают скачкообразное движение дисков, чего не может сделать масло.

Система охлаждения также является важным механизмом, который может помочь увеличить срок службы вариатора. Ее необходимо осматривать и очищать примерно раз в год. Если система охлаждения не предусмотрена заводской конструкцией, ее можно установить, обратившись в специализированный центр.

Для увеличения ресурса и снижения износа деталей вариатора, особенно ремня и сопряженных с ним участков дисков, необходимо соблюдать правила эксплуатации.

Вариатор не предназначен для резкой смены скорости вращения, особенно при работе без прогрева – на конусах могут появиться задиры и ресурс коробки сократится в несколько раз. Также необходимо избегать механических повреждений и ударных нагрузок.

Поэтому для увеличения ресурса вариатора своими силами необходимо часто менять масло, выбирая для этого только качественные материалы от проверенных продавцов, и бережно эксплуатировать механизм.


Вариатор: как правильно поменять масло

Контроль за состоянием масла в вариаторе осуществляется с помощью щупа. При проверке уровень должен находиться между отметками минимума и максимума, а цвет и консистенция не должны вызывать подозрений.


Менять масло в вариаторе можно двумя способами: постепенно сливать (раз в несколько месяцев) и заливать около 30 процентов жидкости либо осуществлять полную замену за один раз.


Чтобы слить отработанное масло, нужно прогреть систему. Это позволит сделать состав более жидким для облегчения его удаления.

Удаляют масло через сливное отверстие, после чего его закручивают и заливают новую трансмиссионную жидкость для вариаторов. Контроль количества материала осуществляют с помощью щупа. Этот способ не позволяет провести полную замену масла, так как из сливного отверстия без дополнительных манипуляций вся отработка не удаляется.

Полная замена осуществляется с помощью специального аппарата, который вытесняет старую жидкость, заменяя ее новой. Рекомендуется проводить данную процедуру в сервисном центре.

При замене масла необходимо придерживаться ряда рекомендаций.

Масло должно быть высококачественным и приобретенным у официальных поставщиков. Так как масло в вариаторе выполняет важные функции и существенно отличается от трансмиссионной жидкости для других видов коробок передач, его выбор достаточно мал.

Использование дешевого некачественного масла, приобретенного в сомнительных торговых точках, может привести к быстрому и непоправимому износу вариатора.

Если конструкция вариатора предполагает наличие фильтра, то он меняется при замене масла.

Вариатор является надежной коробкой передач, которая при должном обслуживании и соблюдении правил эксплуатации служит не меньше других видов трансмиссий.

Яндекс.Метрика