Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

Ресурс самолета: как рассчитывается и от чего зависит период эксплуатации летательных аппаратов?

Ресурс самолета является одним из главных показателей его эксплуатации. Для увеличения данного параметра проводится многоэтапное техническое обслуживание летательного аппарата и используются инновационные смазочные материалы.

Ресурс самолета: понятие, методы определения

Технический ресурс самолета – это период работы летательной техники (в часах налета), по истечении которого аппарат снимается с эксплуатации.

Наряду с техническим ресурсом определяется технический срок службы самолета. Он выражает календарный срок работы самолета до снятия его с эксплуатации.

Технический ресурс самолета может быть равен гарантийному либо превышать его. Гарантийным называется такой ресурс самолета в часах налета, при котором производитель гарантирует его штатную эксплуатацию.

Кроме технического также выделяется межремонтный ресурс самолета – срок работы техники от начала эксплуатации до капитального ремонта либо период между следующими друг за другом плановыми капитальными ремонтами.


Обслуживание самолета


В процессе эксплуатации самолета обязательно учитывается расход ресурса авиационной техники. В него включаются часы налета и количество посадок летательного аппарата.


Ресурс самолета, как правило, равен ресурсу его планера, то есть несущей структурной части без учета силового агрегата и оборудования.


Ресурс силового агрегата меньше ресурса самолета. За время эксплуатации летательного аппарата он может быть подвергнут капитальному ремонту и замене несколько раз.

Для расчета ресурса самолета перед его выпуском в серийное производство проводят ряд испытаний – на эксплуатационную надежность, аэродинамические, летные и другие испытания.


По мере эксплуатации и достижения часов налета, соответствующих начальному сроку работы самолета (гарантийному ресурсу), технический ресурс самолета может быть неоднократно продлен с учетом информации о наличии либо отсутствии отказов, неисправностей и других важных параметрах работы летательного аппарата.


Ресурс планера зависит от степени совершенства его конструкции, условий эксплуатации, нагружения деталей и многих других факторов.

Чтобы ресурс самолета был продлен, необходимо обеспечивать его качественное многоступенчатое техническое обслуживание.


Техническое обслуживание самолетов как основное мероприятие для повышения ресурса техники. Авиационные покрытия

Техническое обслуживание самолетов включает в себя мероприятия, осуществляемые на этапе эксплуатации воздушных судов, которые направлены на поддержание летной годности техники и обеспечения безопасности полетов.

Обслуживание включает в себя большое количество разновидностей проверок технического состояния воздушного судна, определяемых программой технического обслуживания в зависимости от времени налета и календарного периода эксплуатации аппарата.


Основными этапами технического обслуживания самолета являются транзитный, ежедневный, еженедельный, ежемесячный осмотры, проверки раз в 1, 3, 15 месяцев и 12 лет.


Чем длиннее временной промежуток между обслуживаниями, тем они более сложные, масштабные и затратные по времени.

Так, транзитное техническое обслуживание, осуществляемое перед каждым вылетом, занимает около трех часов и не требует размещения транспортного средства в ангаре. Обслуживание, осуществляемое раз в 10 лет, длится более месяца и предполагает полную разборку конструкции, контроль состояния каждой детали. Оно проводится на специально оборудованной для данного процесса технической площадке.


Проверка двигателя самолета


На этапе проектирования и производства самолетов специалисты уделяют большое внимание способам повышения их ресурса. Одним из современных методов является замена пластичных смазочных составов авиационными покрытиями в наиболее нагруженных и труднодоступных узлах, эксплуатируемых в неблагоприятных условиях.


Авиационные покрытия изготавливаются на основе особо термостойких классов полимерных материалов с выдающимся комплексом триботехнических и физико-механических характеристик.


К примеру, авиационные покрытия применяются на втулках скольжения самолетов-амфибий. Данные детали эксплуатируются в негерметичном необогреваемом отсеке, при работе испытывают сильное трение и, в связи с этим, склонны к преждевременному износу.

Нанесение на данные детали антифрикционного твердосмазочного покрытия MODENGY 1066 позволяет значительно увеличить их ресурс.


Втулки скольжения самолета-амфибии


Тонкий сухой смазочный слой эффективно снижает трение в паре «металл по металлу», обеспечивает длительную защиту от коррозии.

Покрытие наносится на этапе производства компонентов и формирует на обработанных деталях слой твердой смазки, который прочно удерживается на деталях. Оно обладает продолжительным ресурсом, высокими противозадирными свойствами и несущей способностью, отличными антикоррозионными характеристиками.

Применение авиационных покрытий также позволяет сократить время на техническое обслуживание самолетов, а именно смазывание узлов трения, так как слой твердой смазки не нуждается в обновлении на протяжении длительного времени, в отличие от пластичных и жидких составов, которые склонны и окислению, испарению, вымыванию, выгоранию, загрязнению.

Авиационные покрытия получают все более широкое распространение на деталях авиационной техники благодаря отличным эксплуатационным характеристикам. Например, авиационные покрытия применяются на поршнях двигателей самолетов малой авиации для снижения трения при движении и перекладке, деталях регулятора избыточного давления для уменьшения трения и износа, комплектующих трубопроводов гидравлических систем самолетов, направляющих кресел пилотов, подшипниках скольжения и в других узлах.

Яндекс.Метрика