Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

Ремонт рулевой рейки. Что делать, если стучит «сухарь»?

Поджимной элемент рулевой рейки, называемый «сухарем», нужен для устранения зазора в зубчатой паре и предотвращения вертикального движения вала на неровностях. При износе данной детали появляется сильный стук, устранить который можно своими руками.

Как работает сухарь рулевой рейки?

Рулевая рейка предназначена для соединения ведущих колес с рулевым колесом для регулирования направления движения автомобиля.

При повороте руля горизонтальный вал рулевой рейки движется влево-вправо. Регулирование положения колес осуществляется через зубчатое зацепление.


Поджимной узел состоит из сухаря, поджимной пластины и пружины. Он обеспечивает зажимание зубьев и устранение зазора между деталями зубчатого зацепления, а также предотвращает перемещение вала в вертикальном направлении при движении по неровностям.


Регулирование силы прижима осуществляется через усилие пружины.

Сухарь с пружиной расположены в цилиндрическом гнезде – картере.

В процессе езды по бездорожью сухарь испытывает очень сильные нагрузки, так как сдерживает биение вала в вертикальном направлении.

При этом боковые стенки сухаря изнашиваются и образуется люфт, который становится причиной стука.


Практически со стопроцентной вероятностью можно судить об износе боковых сторон сухаря по стуку во время поворота руля на месте и езды по неровной дороге, вместе с которым происходит отдача в руль.


Кроме того, преждевременному износу подвергаются поджимные пластины сухаря, так как при горизонтальном перемещении рейки в узле наблюдается очень сильное трение.

Для предотвращения изнашивания на пластины с завода наносится антифрикционное покрытие, которое снижает коэффициент трения и увеличивает срок службы пластин.


Изношенные пластины сухарей рулевых реек


Однако такого покрытия не хватает на весь срок работы сухаря. Оно истирается, после чего усиливается изнашивание пластин.

Из-за образования выработки между пластиной и горизонтальным валом сухарь начинает болтаться и стучать, ослабляется прижим зубчатой пары и ухудшается управляемость колес транспортного средства.

Реже из строя выходит пружина сухаря. В процессе эксплуатации она может проседать.


Ремонт рулевой рейки: устраняем стук

Ремонт рулевой рейки, а именно ее поджимного узла, чаще всего предполагает замену изношенных деталей.

Если возник люфт между картером и сухарем, то последний меняют на новый. Мнение о том, что восстановить работу узла путем подтяжки деталей без их замены является заблуждением. Данные манипуляции могут привести к ухудшению управляемости автомобиля из-за перетяжки рулевой рейки, но не к возвращению ее работоспособности.

Найти ремкомплект с нужными деталями не составляет труда.

Как правило, замену сухаря проводят раз в 80 000 километров пробега.

Чаще, чем сухари, из строя выходят их пластины. Слой антифрикционного покрытия в процессе эксплуатации стирается, на деталях образуются выработки.


В некоторых случаях поджимные пластины можно восстановить – нанести на них антифрикционное покрытие, которые восстановит заводской защитный слой и обеспечит эффективное снижение трения и износа при дальнейшей эксплуатации рулевой рейки.


Для самостоятельного ремонта пластин сухаря применяют антифрикционное покрытие в баллончике – MODENGY Для деталей ДВС. Оно может сохнуть при комнатной температуре, однако лучше выдержать его в печи – согласно отзывам, покрытие горячего отверждения лучше держится и дольше работает. Покрытие используется в автомастерских для восстановления поджимных пластин, его просто применять и в гаражных условиях.

Важно учесть, что данное покрытие применяется только на поджимных пластинах, изготовленных из металла.



Сильные углубления в теле пластин не восстанавливаются. Поэтому, чтобы избежать необходимости постоянной замены деталей, периодически нужно проводить осмотр их состояния.


Замена сухаря рулевой рейки

Установка нового сухаря обычно проводится при разборке рулевой рейки. Однако при возникновении проблем с поджимным узлом – стука, отдающего в руль, – можно проводить работы только с сухарем без разборки всей рулевой системы.

Для доступа к сухарю нужно снять рулевую тягу с пыльником со стороны мета водителя.


Ремонт рулевой рейки


Чтобы извлечь сухарь, нужно открутить крышку и достать пружину с шайбами. После этого можно вынуть сухарь с поджимной пластиной.

Невооруженным взглядом можно увидеть причину стука, особенно если она заключается в износе пластины сухаря – стертый до металла слой покрытия не остается незаметным.

Также ярко выражены повреждения сухаря в местах контакта с картером.

После определения и замены поврежденных элементов все детали устанавливаются на место в обратной последовательности.

Сразу после устранения выработки стук в рулевой рейке пропадает.

Чаще всего замена сухаря рулевой рейки проводится без установки новой пружины. Однако к покупке доступны ремкомплекты, включающие все детали поджимного узла.


Для продления срока службы рулевой рейки в целом и поджимного узла в частности придется отказаться от резких торможений и ускорений, а также быстрой езды по неровной дороге. Именно эти нагрузки становятся губительными для деталей рулевого управления.


Профилактические осмотры, своевременная замена изношенных люфтящих деталей и использование качественных запчастей помогут уменьшить затраты на ремонт рулевой рейки.

Яндекс.Метрика