Ремонт блока цилиндров: основные мероприятия
Блок цилиндров – одна из важнейших систем автомобиля, от эффективной работы которой зависит эксплуатация всего транспортного средства.
По мере наработки либо при неправильной эксплуатации (использование некачественных топлива и масла, работа двигателя в условиях «масляного голодания», когда детали взаимодействуют без плотной масляной пленки, кратковременный перегрев мотора или его продолжительное функционирование при повышенных температурах и др.) детали блока цилиндров изнашиваются и нуждаются в восстановлении.
Наиболее уязвимыми компонентами блока цилиндров являются поршневые кольца, которые служат для уплотнения пространства между поршнем и цилиндром. Они подвержены образованию нагара, а также износу.
Также распространенной неисправностью является появление повреждений внутренних поверхностей цилиндров, по которым двигаются поршневые кольца.
По мере работы цилиндры могут принимать форму эллипса, на зеркале появляются задиры (глубокие царапины) и риски. Все эти неполадки – показания к проведению капитального ремонта блока цилиндров.
Основными операциями капитального ремонта блока цилиндров двигателя являются расточка цилиндров с заменой поршневых колец или поршней, гильзовка, восстановление постелей коленчатого вала, посадочных мест под втулки распредвала и др.
Для определения масштаба повреждений, необходимых работ проводят осмотр, опрессовку при помощи специализированного оборудования и другие диагностические операции.
Демонтаж ГБЦ
Основной операцией, необходимой при ремонте блока цилиндров, является демонтаж ГБЦ – головки блока цилиндров.
Головка блока цилиндров создает герметичную камеру сгорания, а также выполняет другие важнейшие функции для обеспечения работы двигателя, например, участвует в процессе воспламенения топлива.
Чтобы ГБЦ была плотно прижата к блоку цилиндров, между ними размещается прокладка. Она предотвращает утечку газов из камеры сгорания, а также масла и охлаждающей жидкости.
Демонтаж ГБЦ осуществляется вручную, однако нередко при проведении операции возникают трудности ввиду прикипания расплавленной при перегреве двигателя прокладки к деталям, а также прикипания крепежных изделий.
Как снять головку блока цилиндров: основные рекомендации по демонтажу деталей
Для демонтажа блока цилиндров необходимо провести ряд подготовительных операций, таких как снятие клемм аккумулятора, отсоединение патрубков, слив жидкостей, извлечение аккумулятора для улучшения доступа к деталям двигателя, снятие крышки мотора, навесного оборудования и тд.
Головка блока цилиндров крепится к цилиндрам при помощи набора шпилек либо болтов. Откручивать изделия необходимо постепенно в том порядке, который регламентирует производитель в мануале, прилагающемся к транспортному средству. В противном случае возможна деформация элементов мотора. Как и для монтажа, для демонтажа крепежа ГБЦ рекомендуется использовать динамометрический ключ.
В рамках первых двух подходов все болты выкручиваются на пол-оборота в строгом соответствии с порядком демонтажа. Далее, после ослабления крепления, осуществляют полное выкручивание болтов.
Детали нередко сложно поддаются демонтажу – после длительной эксплуатации в условиях высоких температур стальные шпильки и болты прикипают к алюминиевому блоку, особенно при неправильном монтаже – если детали были закручены без учета рекомендуемого момента затяжки. Разделить разнородные металлы бывает трудно, в ряде случаев процесс демонтажа ГБЦ становится самым продолжительным и затруднительным этапом в рамках всего ремонта блока цилиндров.
Чтобы открутить шпильки и болты, места соединения заливают проникающими жидкостями, которые призваны облегчать демонтаж деталей, и оставляют на некоторое время для воздействия.
Если такой способ не помогает, детали простукивают, посадочные места для шпилек и болтов нагревают при помощи горелки. В большинстве случаев такой трудоемкий способ позволяет демонтировать соединения без повреждения резьбы в блоке.
Также широко используют электрические и ручные шпильковерты, гайковерты, которые не создают усилий на излом и позволяют за короткое время без лишних усилий извлечь «застрявший» крепеж.
При приложении чрезмерных усилий в процессе откручивания крепежа можно сломать шпильку и болт, резьба при этом останется в блоке цилиндров. В таком случае демонтаж ГБЦ усложняется, может потребоваться восстановление резьбы в блоке.
Чтобы предотвратить прикипание резьбы стального крепежа и алюминиевого блока, на этапе монтажа используют специальные защитные материалы, которые изолируют поверхности деталей друг от друга.
Для этой цели применяется антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1001, которое содержит графит и дисульфид молибдена – твердые смазки, работоспособные при экстремально высоких температурах и не подверженные испарению, окислению.
Покрытие наносится из аэрозольного баллона перед монтажом ГБЦ, обеспечивает защиту от задиров и легкий демонтаж крепежа головки при ремонте блока цилиндров.
Ремонт блока цилиндров позволяет увеличить продолжительность эксплуатации двигателя на сотни километров. Некоторые операции можно провести самостоятельно, однако большинство из них предусматривают применение специальных стендов и оборудования, наличие особых навыков.
Каждые 1-2 года проводится техническое обслуживания мотора и блока цилиндров в частности. По результатам проверки принимается решение о замене либо восстановлении деталей.
Капитальный ремонт блока цилиндров осуществляется каждые 3-4 сотни тысяч километров пробега. Всего таких восстановлений двигателя может быть около трех, после чего система достигает своего предельного состояния и более не поддается ремонту.