Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

Ремонт и содержание стрелочных переводов. Основные мероприятия техничеcкого обслуживания

Обеспечение бесперебойного и безопасного передвижения подвижных составов – главная цель ремонта и содержания стрелочных переводов и железнодорожных путей. Основными мероприятиями обслуживания стрелочных переводов являются осмотр, контроль состояния и проверка размеров деталей, зазоров между ними, очистка и смазывание подвижных узлов.

Назначение, типы, конструкция стрелочного перевода

Для изменения направления перемещения подвижных составов по железнодорожным путям используются стрелочные переводы.

Стрелочный перевод – устройство, состоящее из стрелки, крестовины с контррельсами, соединительных путей между ними и переводных брусьев.

Основой данного устройства является стрелка. Она предназначена для перенаправления подвижного состава с основного пути на дополнительный или наоборот.

Стрелка состоит из двух неподвижных рамных рельсов, идущих без разрывов, остряков (подвижных участков, одна из сторон которых плотно прижата к рамному рельсу), переводного механизма с тягами, соединяющими его с остряками для их перемещения и фиксации.

Детали производятся из высокопрочной стали, чтобы обеспечить длительную работоспособность. Более высокие технические характеристики рельсов достигаются методом закалки.


Перевод путей осуществляется с помощью переводных механизмов. Как правило, используются электрические приводы.


Электропривод состоит из корпуса, электродвигателя, редуктора и блока автопереключателя. Он надежно фиксирует остряки в рабочем положении.

Существует несколько классификаций стрелочных переводов.

По количеству и расположению соединяемых путей они подразделяются на:

  • Обыкновенные (прямолинейные) с одним прямым и одним криволинейным путями
  • Несимметричные односторонние с двумя криволинейными путями, направленными в одну сторону
  • Несимметричные разносторонние с двумя криволинейными путями, направленными в разные стороны под разными углами
  • Симметричные с двумя криволинейными путями, направленными в разные стороны под одинаковыми углами
  • Двойные, в которых один путь разветвляется на три
  • Перекрестные, представляющие собой пересечение двух стрелочных переводов

Стрелочные переводы делятся еще на три категории: для высокоскоростных железных дорог, для магистральных линий и для станционных путей.


Прямолинейный стрелочный перевод

Источник изображения: Michael Derrer Fuchs /www.shutterstock.com/ru


Также они отличаются типами рельсов, конструкциями крестовин, видами приводов.

Стрелочные переводы – это наиболее сложные и ответственные части железнодорожных путей. Для их поддержания в рабочем положении проводятся обслуживание и ремонт.


Ремонт и содержание стрелочных переводов

Содержание и ремонт стрелочных переводов проводятся в соответствии с планами, разработанными на определенный срок. Перспективное планирование путевых работ осуществляется на основании нормативных межремонтных интервалов, текущее – на основе состояния оборудования.

Текущее обслуживание стрелочного перевода

Целью обслуживания железнодорожных путей и стрелочных переводов как их составных частей является поддержание исправного состояния всех элементов, устранение и предупреждение возможных поломок.

Основными мероприятиями текущего обслуживания являются осмотр и промер путей и стрелочных переводов, смена ремонтного комплекта стрелочного перевода для вывода из эксплуатации наиболее изношенных частей.


Во время осмотра проводят контроль состояния и замеряют ширину желобов крестовины, проверку прилегания компонентов друг к другу, убеждаются в отсутствии понижения остряка относительно рамного рельса, износа остряков, сердечников крестовин, предельного выкрашивания остряков, проверяют зазоры в стыках.


Осмотр стрелочного перевода осуществляет дорожный мастер согласно утвержденному графику. Результаты проверки заносятся в ведомость, с учетом полученных данных проводится планирование ремонтных работ.


Обслуживание стрелочных переводов

Источник изображения: Viewfoto studio /www.shutterstock.com/ru


Основными и самыми частыми операциями обслуживания стрелочных переводов являются очистка и смазывание, так как подвижные элементы должны работать без заедания и не подвергаться преждевременному износу.

Защита и смазка стрелочных переводов

Очистка и смазывание стрелочных переводов – основные операции их обслуживания. Периодичность работ для каждого участка дороги устанавливается индивидуально – одни стрелочные переводы очищаются и смазываются каждый день, другие – еженедельно.

Очистку элементов стрелочных переводов осуществляют, как правило, сжатым воздухом.

Все это необходимо для обеспечения легкого беспрепятственного перевода стрелок и предотвращения аварийных ситуаций.


Для защиты и смазывания подвижных элементов приводов стрелочных переводов, которые эксплуатируются в условиях воздействия химических реагентов, осадков, температурных перепадов, используются специальные покрытия.


Они обладают антифрикционными свойствами, а также химостойкостью и антикоррозионными характеристиками. На детали стрелочных переводов наносят антифрикционные покрытия MODENGY 1005 и MODENGY 1014.

Нанесение покрытий позволяет интегрировать твердые смазочные материалы, такие как дисульфид молибдена и политетрафторэтилен, в поверхности трения, обеспечивая ресурсную смазку деталей. Благодаря содержащемуся в составе пленкообразователю покрытие изолирует элементы оборудования от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, предотвращая их коррозию и разрушение.



Покрытия не требуют обновления на протяжении длительного срока службы электроприводов, поэтому оборудование надежно работает без необходимости обслуживания.

Ремонт стрелочного перевода

Детали стрелочных переводов эксплуатируются в условиях больших нагрузок и воздействия неблагоприятных окружающих факторов. Некоторые элементы могут износиться и выйти из строя, в случае чего проводится ремонт стрелочного перевода.

Так, вследствие неправильной установки или по мере эксплуатации крепежные элементы остряков могут перестать обеспечивать прочное соединение. Данные детали в срочном порядке заменяются при возникновении малейших неисправностей.

Накаты на рамных рельсах и остряках также подвергаются устранению при ремонте.


Обязательной замене при ремонте стрелочного перевода подвергаются остряки, рамные рельсы и крестовины, вертикальный износ которых близится к предельному или в случаях, когда на деталях обнаружены изломы.


В процессе ремонта могут осуществляться одиночные смены шпал, рельсов, ремонтного комплекта, переводных брусьев, а также проводиться полная замена оборудования.

Качественное содержание и ремонт стрелочных переводов обеспечивают бесперебойное и безопасное движение подвижных составов по путям, подержание ответственных узлов в исправном состоянии.

Яндекс.Метрика