Общие сведения о производстве самолетов
Жизненный цикл летательного аппарата состоит из четырех больших фаз. В него включаются разработка, производство, эксплуатация и утилизация.
Производство самолетов имеет свои особенности. К ним относятся широкая кооперация, частая смена объекта производства, высокая наукоемкость, большой объем работ по подготовке к производству, широкое использование цифровых технологий, высокоточного технологического оборудования.
Производство самолетов состоит из следующих основных этапов:
- Изготовление деталей
- Сборка узлов
- Сборка агрегатов
- Общая сборка конструкции
- Монтажные работы
- Испытания
После производства в обязательном порядке осуществляется технический контроль изделия. Он направлен на выявление его соответствия установленным техническим требованиям.
Система смазывания самолетов и внедрение авиационных покрытий
Для обеспечения штатной длительной эксплуатации самолетов организуется система смазки.
В двигателях используется масляная система. Она предназначена для снижения трения и защиты от коррозии силовых агрегатов летательных аппаратов.
Для каждого двигателя может использоваться отдельная система смазки либо организовывается общая масляная система для всех силовых агрегатов самолета.
Масляная система нуждается в постоянном обслуживании. Недостаток либо низкое качество авиационного масла могут привести к сбоям в работе двигателя и аварийным ситуациям.
В некоторых деталях двигателей самолетов масляной пленки недостаточно для обеспечения защиты деталей при высоких нагрузках. В современных газотурбинных двигателях число узлов, испытывающих повышенное трение, сокращается. В поршневых авиадвигателях малой авиации, напротив, наблюдаются большие потери на трение.
Наиболее нагруженными компонентами таких авиадвигателей являются поршни. На них влияют большие усилия при движении и перекладке. В связи с этим для дополнительной защиты на юбки поршней двигателей малой авиации наносятся авиационные покрытия.
Авиационные покрытия – это твердые смазочные материалы, обеспечивающие сухую ресурсную смазку деталей и их защиту от коррозии.
Они применяются в тех узлах, в которых нанесения пластичных и жидких смазок недостаточно либо данные материалы неэффективны. Это высоконагруженные, труднодоступные механизмы, узлы, работающие в экстремальных режимах.
После нанесения и полимеризации они образуют устойчивый смазочный слой, который защищает детали от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, минимизирует трение, не выдавливается при высоких температурах и медленном скольжении, не нуждается в обновлении.
На поршни авиадвигателей наносятся покрытия MODENGY 1003 и MODENGY 1007. Последнее производится на основе особо термостойкого класса полимерных материалов с выдающимися эксплуатационными свойствами.
Они снижают трение при высоких нагрузках, защищают детали от повреждения и увеличивают срок их службы.
Авиационные смазки используются не только в узлах двигателей, но и в других механизмах самолетов.
Антифрикционные твердосмазочные покрытия применяются для увеличения ресурса направляющих скольжения кресел пилотов, разнообразных подшипников скольжения, элементов гидравлических систем самолетов, компонентов регуляторов избыточного давления, втулок скольжения самолетов-амфибий.
Российские покрытия MODENGY активно применяются в рамках импортозамещения в качестве альтернативы зарубежным покрытиям, а также для снижения трениях узлов самолетов отечественной разработки.
Преимущества применения авиационных покрытий
Итак, авиационные покрытия применяются на этапе производства самолетов. Они наносятся на детали до их установки в летательный аппарат.
Благодаря своей сухой текстуре они не стимулируют налипание пыли и мелких частиц, защищая детали от абразивного износа. Также они не вымываются, не испаряются и не окисляются. Поэтому они эффективно заменяют липкие смазочные составы в негерметичных узлах.
Покрытия обладают очень высокими несущей способностью, противозадирными свойствами, химостойкостью, термостойкостью, поэтому применяются в экстремальных режимах работы оборудования.
Нанесение покрытий позволяет сократить время на техническое обслуживание воздушного судна, так как они не нуждаются в обновлении.
Кроме того, покрытия обеспечивают высокую надежность эксплуатации техники, так как нет риска их вытекания, испарения, вытеснения из узла.
Авиационные покрытия – одна из новых тенденций в смазывании узлов и деталей летательных аппаратов.