Соединение с натягом – это тип соединения, которое обеспечивает временное крепление за счет введения одной части в другую. Это достигается, когда диаметр вставляемой детали немного больше диаметра отверстия, создавая так называемый натяг.
После монтажа, из-за упругой деформации, части соединения выравниваются по размеру, обеспечивая сильное трение, которое удерживает их вместе без необходимости дополнительных фиксирующих элементов. Этот метод соединения популярен в машиностроении и других промышленных секторах.
Способы монтажа соединений с натягом
Соединения с натягом часто собираются с помощью термического деформирования или запрессовки.
Первый метод включает нагревание отверстия для расширения его диаметра или охлаждение вала для уменьшения его диаметра. Монтаж необходимо выполнить, пока детали остаются нагретыми или охлажденными. После выравнивания температуры, элементы надежно зафиксируются. При значительных величинах натяга возможно комбинирование нагрева и охлаждения.
Этот метод не требует смазки, снижает риск повреждения сопрягаемых поверхностей, но является более трудоемким.
Запрессовка включает механическое воздействие на детали, обычно с использованием пресса. Высокое контактное давление и трение могут привести к схватыванию деталей и повреждениям. Также возможно появление фреттинг-коррозии в условиях вибрации и коррозийных сред.
Это явление характерно для условно неподвижных соединений (амплитуда колебания от 25 нм). Микронеровности двух смежных поверхностей из-за данных перемещений соприкасаются и образуются частицы износа. Они накапливаются в зазоре и ускоряют износ и образование коррозии, что может ослабить соединение и привести к выходу оборудования из строя.
Источник изображения: ream sukanya / www.shutterstock.com/ru
Назначение сборочных паст
Чтобы избежать проблем, возникающих во время процесса запрессовки, рекомендуется применять специализированные смазочные средства, такие как сборочные пасты. Эти пасты выделяются на фоне обычных пластичных смазок благодаря своему богатому содержанию твердых антифрикционных компонентов, что обеспечивает им высокую устойчивость к нагрузкам и защиту от задиров.
Основные задачи сборочной пасты включают:
-
Снижение усилий, необходимых для запрессовки
-
Обеспечение равномерности и плавности процесса
-
Предупреждение возникновения задиров, заеданий и других видов повреждений
-
Защита от коррозии и фреттинг-коррозии
Из опыта известно, что эффективное уменьшение трения при запрессовке достигается благодаря использованию сборочных паст, содержащих сульфид молибдена, графит, а также ультрадисперсные металлические порошки и другие компоненты. Эти мельчайшие частицы способны заполнить микроскопические неровности на поверхностях трения, образуя прочный слой, который снижает трение.
Это приводит к увеличению площади контакта между поверхностями, снижает коэффициент трения и способствует его стабилизации, что в свою очередь увеличивает несущую способность соединения.
Сборочные пасты характеризуются отличной адгезией к металлическим поверхностям, их легкостью в нанесении и способностью выдерживать высокие нагрузки. Именно благодаря этим свойствам, они являются незаменимыми в ситуациях, где требуется уменьшение трения в узлах.
Сборочная паста EFELE MP-416
Обычно в сборочных пастах используются наполнители, такие как дисульфид молибдена и графит, обеспечивающие отличную эффективность при совместном использовании. Один из ярких представителей таких материалов - паста EFELE MP-416.
Основные преимущества пасты EFELE MP-416:
- Высокая несущая способность (сваривание под нагрузкой >5500 Н)
- Выдерживание высоких температур (до +450 °С)
- Упрощение процессов установки и демонтажа
- Отличная адгезия
- Стабильность момента затяжки в резьбовых соединениях
- Защита от фреттинг-коррозии
Благодаря своим выдающимся эксплуатационным свойствам, паста EFELE MP-416 подходит не только для прессовых соединений, но и для смазки резьбовых соединений, высоконагруженных направляющих, а также упрощает нарезку резьбы и сверление при работе с ручным инструментом.