Car clutch problems solution with the help of Molykote lubricants
Car clutch problems solution with the help of Molykote lubricants

The article describes some car clutch design and operation features as well as give recommendations on Molykote materials application for different clutch units faults handling.

Основная задача сцепления в автомобиле – передача крутящего момента от двигателя к коробке передач, разъединение двигателя и трансмиссии при переключении передач, а также обеспечение плавного трогания автомобиля с места и его остановки без остановки двигателя.

Сцепление состоит из привода, который передает усилие от педали, и самого механизма сцепления.

Гидравлический привод включает следующие элементы:
   • педальный узел;
   • главный и рабочий цилиндры;
   • вилка выключения сцепления;
   • выжимной подшипник;
   • трубопроводы.

Механизм сцепления состоит из следующих частей:
   • нажимной диск;
   • ведомый диск с износостойкими накладками;
   • ведущий диск – задняя поверхность маховика коленчатого вала двигателя;
   • кожух.

Сцепление автомобиля работает следующим образом: ведомый диск зажимается между задней поверхностью маховика и нажимным диском. Нажимной диск удерживается в нажатом положении пружиной.

При работе сцепления с гидравлическим приводом усилие нажатия через педаль, шток и поршень передается жидкости, содержащейся в трубопроводах привода. Далее жидкость передает усилие от поршня главного цилиндра на поршень рабочего цилиндра. Шток рабочего цилиндра перемещает вилку выключения сцепления и выжимной подшипник, который передает это движение пружине и разгружает ее. При отпускании педали сцепления сила возвратных пружин возвращает все детали привода и механизма сцепления в исходное состояние.

В случае механического привода усилие от педали передается на вилку выключения сцепления через трос.

Для повышения надежности работы сцепления обычно приходится решать задачи по предотвращению или устранению следующих типичных проблем:
   • сцепление «ведет» (неполное выключение сцепления);
   • сцепление проскальзывает, буксует (неполное включение сцепления);
   • рывки при работе сцепления;
   • шумы при работе сцепления;
   • заедание педали сцепления;
   • cкрип при нажатии педали сцепления.

Причинами таких неисправностей может быть износ деталей сцепления. Их устранение и профилактика заключается в проведении ремонтных работ и своевременного технического обслуживания с использованием правильно подобранных смазочных материалов в зависимости от назначения и условий работы каждого из узлов.

Шумы при выключении сцепления чаще всего появляются при износе выжимного подшипника. Для увеличения его ресурса применяемые смазки должны отвечать условиям эксплуатации. Так как доступ к подшипнику конструктивно затруднен, то смазочный материал должен обладать свойствами  долговременной смазки. В зимнее время при недостаточно прогретом двигателе обычные смазочные материалы густеют и перестают эффективно поступать в зону трения, приводя к неправильной работе подшипника и его перегреву. Поэтому для выжимного подшипника должны применяться смазки, работающие при повышенных скоростях вращения в условиях низких температур.

Одной из причин повышенного шума при включении сцепления является неправильная работа или выход из строя демпферных пружин ведомого диска. Смазочный материал, применяемый для  увеличения срока их службы, должен защищать  пружины от фреттинг-коррозии, обеспечивать долговременную смазку, работать при высоких нагрузках. Коррозия пружин демпфера является одной из частых  причин выхода из строя сцепления, поэтому смазка для них должна обладать высокими антикоррозионными свойствами.

Утечка жидкости из главного и рабочего цилиндров привода  вызывает падение давления и ухудшение работы сцепления. Поэтому смазочные материалы для цилиндров должны обеспечивать герметичность, быть совместимыми с эластомерами и обладать высокими противоизносными свойствами. Смазочные материалы на минеральной основе в данном случае применять недопустимо, т.к. они приводят к ускоренному разрушению уплотнений.

При подборе смазочного материала для опоры вилки выключения сцепления необходимо учитывать, что она работает в коррозионно-активной среде при высоких нагрузках. Неправильный выбор смазки может  привести к схватыванию, задирам и заеданиям.

Скрип при нажатии педали сцепления возникает при неправильной работе шарниров педального узла, который расположен в салоне автомобиля. Для устранения скрипа необходимо применять смазочные материалы, совместимые с пластмассами и эластомерами, с минимальным испарением и отделением базового масла, без запаха.

Рекомендации по применению смазочных материалов Molykote для узлов трения сцепления приведены в нижеследующей таблице. 

Узлы трения Требования к смазочным материалам Рекомендуемые смазочные материалы Molykote
Выжимной подшипник
  • Повышенные скорости вращения
  • Широкий диапазон рабочих температур
  • Малый пусковой момент при низких температурах
  • Долговременная смазка
Синтетические пластичные смазки для высокоскоростных подшипников качения
Molykote BG-20,
Molykote G-2001,
Molykote 44 Light
Главный цилиндр
  • Совместимость с эластомерами и выполнение защитных функций
  • Герметизирующие свойства
  • Хорошие противоизносные и антифрикционные свойства
  • Защита от коррозии
  • Широкий диапазон рабочих температур
Смазочные материалы на основе силиконовых масел, модифицированные антифрикционными наполнителями и присадками
Molykote PG-54
Рабочий цилиндр
  • Совместимость с эластомерами и выполнение защитных функций
  • Герметизирующие свойства
  • Широкий диапазон рабочих температур
Molykote G-807
Ведомый диск (демпферные пружины)
  • Высокие антикоррозионные свойства
  • Высокие нагрузки
  • Долговременная смазка
  • Широкий диапазон рабочих температур
  • Защита от фреттинг-коррозии
Литиевая пластичная смазка
Molykote BR2 Plus
Опора вилки
  • Высокие антикоррозионные свойства
  • Предотвращение схватывания, задиров и заедания
  • Высокие нагрузки
Пасты
Molykote G-n Plus,
Molykote Cu-7439 Plus,
Molykote HSC Plus
Педальный узел (шарниры)
  • Совместимость с пластмассами
  • Широкий диапазон рабочих температур
  • Отсутствие запаха
Синтетические пластичные смазки
Molykote PG-21,
Molykote YM-102
Трос привода
  • Совместимость с пластмассами и эластомерами
  • Устойчивость к смыванию
Силиконовые пластичные смазки
Molykote 33 Light,
Molykote 33 Medium,
Molykote G-72

 

Благодаря правильно подобранным смазочным материалам для механизмов сцепления управление автомобилем становится легким и безопасным.

 

 

Other articles