Engineering solutions in the field of
lubricants and sealants

Splines lubrication: how to select a proper material?

Service term and work reliability of spline joints depend on the kind and performances of the lubricating compound used. To provide emergency lubrication, coatings for splines are used more and more often.

Смазка шлицов: как подобрать и как часто менять?

Шлицевые соединения относятся к классу подвижных. Причем перемещения деталей осуществляются с малой скоростью, а нагрузки на них характеризуются как высокие.

Чтобы детали эксплуатировались штатно и отработали весь свой ресурс, необходимо обеспечивать качественное обслуживание. Основной его этап – смазывание. От выбора вида смазочного материала и периодичности его нанесения во многом зависит эффективность функционирования.

На этапе изготовления шлицевых соединений производители, как правило, закладывают в узел пластичную смазку. Уже на первом техническом обслуживании обнаруживают, что узел работает в режиме сухого трения из-за недостатка смазочного материала. Он испаряется, вымывается, вытекает при высоких температурах или выдавливается при больших нагрузках.

Учитывая высокую нагруженность шлицевых соединений, подбирают смазку с содержанием твердых смазочных веществ, например дисульфида молибдена. Данный компонент содержится в концентрации примерно 1-2 % от общей массы и добавляется в смазку для улучшения противозадирных и противоизносных свойств.


Шлицевое соединение


Смазка шлицов требует постоянного обновления. Если не соблюдать периоды замены материала, то сопряженные детали начнут преждевременно изнашиваться.

Появление люфта соединения при отсутствии смазки практически гарантированно. А это приводит к более серьезным проблемам и поломкам.

Шлицевые соединения обычно располагаются в труднодоступных местах, поэтому их обслуживание проблематично. 

Чтобы обеспечить ресурсную смазку шлицевых соединений (без необходимости обновления), применяются покрытия для шлицевых соединений. Они работают как совместно с пластичными смазками, выполняя аварийное смазывание, так и самостоятельно.


Покрытия для шлицевых соединений

Покрытия для шлицевых соединений существенно отличаются от смазки. Одно из самых существенных различий – работоспособность в самых экстремальных условиях эксплуатации.

Смазочные покрытия разрабатывались для использования в тех узлах и механизмах, в которых обычные смазки вовсе не могут быть применимы. Например, в космосе.

Сегодня технология твердой смазки более распространена. Покрытия можно встретить в механизмах оборудования всех отраслей промышленности, в том числе и в шлицевых соединениях.


Твердосмазочное покрытие MODENGY 1002 на валу со шлицами


Антифрикционные покрытия представляют собой жидкости, которые после распыления на поверхность детали и цикла отверждения становятся сухими пленками. Эти пленки характеризуются высокой несущей способностью, отличными смазочными свойствами, обеспечивают низкий коэффициент трения и защиту от коррозии.

На шлицевых соединениях, как правило, примеряются материалы, способные отверждаться при комнатной температуре. Это позволяет применять их в необорудованных помещениях, например на станциях технического обслуживания для смазывания шлицевого соединения карданного вала.

MODENGY 1002 – покрытие на основе дисульфида молибдена. Этот твердый смазочный элемент характеризуется одними из самых высоких эксплуатационных свойств среди всех известных твердых смазочных материалов слоистой кристаллической структуры.

Шлицевые соединения

Оно имеет фасовку в аэрозольном баллоне и отверждается без нагрева. Поэтому его очень удобно применять самостоятельно.


Покрытие используется для снижения трения и износа в условиях дефицита смазки, защиты от коррозии при воздействии влаги или других неблагоприятных факторов окружающей среды,


Покрытия для шлицевых соединений работают как с пластичными смазками, так и без них. В первом случае они обеспечивают так называемое «аварийное смазывание», когда пластичный материал перестает выполнять свои функции.

Покрытие удаляется только механическими методами. Оно не смывается, не испаряется, не окисляется и не выдавливается из узла даже при экстремально высоких нагрузках, обеспечивая ресурсную смазку.

Благодаря этому исключается появление люфта в шлицевых соединениях даже при увеличении периодов между заменами пластичного смазочного материала, при повышении нагрузок и температур в зоне трения, значительно повышаются межремонтные интервалы.


Требования к нанесению смазки

Если в шлицевом соединении используется пластичная смазка, ее необходимо не только правильно подобрать, но и нанести.

Количество материала должно строго соответствовать рекомендациям. Рассмотрим на примере шлицевого соединения ведомого диска сцепления автомобиля.

При каждом обслуживании сцепления на шлицевое соединение необходимо наносить смазку. В случае ее недостатка между деталями сформируется люфт, который приведет к повреждению первичного вала коробки передач.

Не намного лучше обстоят дела при переизбытке нанесенного состава. Пластичная смазка, нанесенная с излишком, плохо удерживается в узле. Она очень быстро разлетится из шлицевого соединения и попадет на фрикционные накладки диска, что приведет к пробуксовке сцепления.

К нанесению покрытий для шлицевого соединения тоже есть ряд требований. Поверхности валов со шлицами должны быть сухими и чистыми, все загрязнения, масляные пленки и т.д. очищены с помощью соответствующей химии.

Также для создания качественного покрытия важно точно соблюдать режим отверждения и количество слоев.

Подбор и качественное нанесение смазочных материалов для шлицевых соединений – один из первых и главных этапов в обеспечении штатной работы деталей.


Яндекс.Метрика