Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеев-герметиков

Очистка дроссельной заслонки: порядок действий

Чистка дроссельной заслонки – это простая процедура, которая, при выполнении своими силами, не отнимает много времени. Это позволяет сэкономить определенную сумму, а качество выполненных работ не вызовет сомнений.

Автомобиль – это сложная система различных узлов и агрегатов. Поэтому его обслуживание лучше всего доверить профессионалам. Но многие автовладельцы стараются своими силами производить обслуживание своих транспортных средств. Часть неисправностей автомобиля вполне можно диагностировать и решить самостоятельно.

К примеру, при повышенном расходе топлива, рывках при движении, нестабильной работе бензинового двигателя на холостых оборотах и сложностях при запуске внимание следует обратить на дроссельную заслонку – вероятней всего она загрязнена. Демонтаж этого узла и его очистка в среднем занимает не больше часа времени. Для этого потребуется несколько инструментов и аккуратность.

Дроссельная заслонка – что это?

Данный узел участвует в создании топливо-воздушной смеси посредством регулировки подачи воздуха во впускной коллектор ДВС.

С одной стороны дроссель соединен с воздушным фильтром, с другой – с впускным коллектором. При нажатии на педаль акселератора заслонка открывается и пропускает воздушный поток в коллектор. Чем сильнее нажатие, тем сильнее она открывается и больше воздуха подается. В коллекторе образуется топливо-воздушная смесь и оттуда поступает в двигатель.


Конструкция дроссельного узла


В бюджетных автомобилях применяется механическая дроссельная заслонка. Она легко диагностируется, демонтируется и чистится, поэтому большинство автовладельцев сами занимаются обслуживанием данного узла.

Электронная дроссельная заслонка устанавливается на более дорогие модели. Самостоятельно такую деталь демонтировать и разбирать не стоит. Как правило все неисправности с этим узлом можно решить настройкой или заменой датчика положения заслонки, который обеспечивает передачу информации на ЭБУ (электронный блок управления) для корректировки работы ДВС.


Основные части электронной дроссельной заслонки


Причины загрязнения заслонки

Воздух, который поступает в заслонку содержит пыль, твердые взвеси и другие продукты, проникающие через воздушный фильтр, особенно при несвоевременной его замене.

Частицы пыли, проникшие внутрь двигателя, оседают в слое моторного масла, которое покрывает корпус дросселя и его заслонку.


Грязный дроссель


К причинам загрязнения также относится износ цилиндров и поршней, низкокачественное топливо, некорректная работа системы вентиляции картерных газов, вследствие которой смесь из масляного тумана и продуктов горения в больших количествах попадает в узел.

В итоге заслонка может настолько обрасти загрязнениями, что периодически начинает «залипать». Большое количество нагара не дает ей полностью закрыться, и она начинает пропускать избыточное количество воздуха. В данном случае без очистки попросту не обойтись.

Внешние симптомы загрязнения

Отложения в заслонке не всегда нарушают работу дроссельного узла. Проблемы могут возникать из-за поломки датчика положения, некорректной работы привода и других неисправностей.

Осложненный запуск ДВС, потеря его мощности и динамики, нестабильная работа на холостых оборотах, задержка оборотов после отпускания педали акселератора свидетельствует о неполадках в дроссельной заслонке. Даже в том случае, если причины неисправности не связанны с дроссельным узлом, его все равно стоит проверить и очистить.

При возникновении проблем с электронной заслонкой лучшим решением будет обращение на станцию технического обслуживания, где квалифицированные сотрудники устранят причины возникновения неисправностей и не повредят механизм.

Процесс очистки заслонки

При очистке дроссельной заслонки внимание следует уделить датчику положения (ДПДЗ) и регулятору холостого хода (РХХ). Благодаря им обеспечивается трогание автомобиля с места и поддержание оптимальных оборотов вала в зависимости от нагрузки на бортовую сеть. Эти датчики следует как следует очистить, так как поверхностного вмешательства в данном случае будет недостаточно.


Для проведения работ следует подготовить гаечные ключи, отвертку, очиститель и кисть.

Демонтаж узла


Первый этап включает в себя демонтаж дроссельной заслонки. Для этого потребуется снять воздушный патрубок, связывающий воздушный фильтр и дроссельный узел. Затем нужно открутить болты, которыми корпус фильтра соединяется с двигателем и отсоединить нижний патрубок.


Демонтаж дроссельного узла


Следует обратить внимание на состояние резиновых уплотнений. Они со временем рассыхаются, что вызывает люфт и вибрации корпуса фильтра. При слабой затяжке болтов происходит подсос воздуха. Между корпусом фильтра и заслонкой стоит резиновое кольцо, его рекомендуется надеть на фильтр, что в последующем облегчит обратную сборку.

С заслонки, которая имеет механическое управление нужно снять тягу. Для этого не нужно прикладывать много усилий, достаточно ее поддеть и отвести в сторону. После отсоединяется регулятор холостого хода и датчик положения заслонки посредством отжатия разъемов.

Последнее действие – снятие фиксирующей скобы и вытаскивание дроссельной заслонки.

После демонтажа не забудьте заткнуть отверстие впускного коллектора салфеткой или чистой ветошью. Это предотвратит попадание пыли внутрь.


Очистка заслонки

Очистка дроссельной заслонки


Первым делом нужно снять регулятор холостого хода с заслонки: он крепится при помощи двух винтов. Под ним находится резиновое кольцо. Чтобы его не повредить, не нужно деталь замачивать в бензине и тереть. Если уплотнитель имеет изношенный вид, нужно приобрести новый.


Для очистки заслонки подойдут любые средства. Наиболее эффективное из них – Очиститель металла MODENGY на основе смеси органических растворителей и функциональных добавок.

Очиститель металла MODENGY

Он в течение нескольких минут удаляет различные химические загрязнения и нефтепродукты, быстро испаряется с поверхностей и не оставляет разводов и следов.

Очистка заслонки снаружи практически не имеет смысл – узел быстро обрастет пылью. Поэтому не следует тратить на это слишком много времени. Отмыть следует внутренние поверхности заслонки, особенно в месте соединения с корпусом, а также шток и колодец датчика холостого хода и каналы подачи добавочного воздуха.

После этого заслонку нужно высушить и только потом приступить к сборке узла.


Сборка

Сначала устанавливается регулятор холостого хода, после чего заслонка возвращается на штатное место и фиксируется крепящей скобой. Узел должен попасть в паз. Затем нужно установить тягу. Рекомендуется дополнительно смазать наконечники любой пластиной смазкой. Следует также проверить ход тяги вручную. Он должен быть без рывков и закусываний.

Далее патрубок вентиляции надевается на корпус воздушного фильтра и прикручивается болтами, после чего надевается воздушный патрубок.


Настройка регулятора холостого хода


Регулятор холостого хода

После чистки заслонки нужно отрегулировать регулятор холостого хода. Для этого нужно отсоединить аккумуляторные клеммы на 15 минут, а затем снова их надеть. После этого производится запуск двигателя. Он в течение 10 минут должен проработать на холостом ходу. Затем мотор на 10 секунд глушится и опять запускается. После достижения двигателем рабочей температуры автомобиль можно эксплуатировать.

Не стоит пугаться, если после замены РХХ возникнут проблемы с оборотами. Это происходит из-за того, что датчик адаптируется к работе и не сразу входит в нужное положение.


Если дроссельная заслонка оснащена электроуправлением, то ее регулировка происходит следующим образом. После того, как двигатель прогреется до нужной температуры, его следует заглушить на 10 секунд. Затем на 3 секунды включается зажигание и нужно 5 раз нажать на педаль газа. Спустя несколько секунд после этого нужно выжать педаль до упора и держать ее в таком положении, пока индикатор на приборной панели «Check engine» не будет постоянно гореть. После этого можно отпустить педаль газа и запустить двигатель.

Периодичность обслуживания

На данный вопрос нет однозначного ответа. При активной эксплуатации автомобиля, на больших оборотах, в сложных условиях очистку следует производить достаточно часто. В таком режиме работы дроссельная заслонка может полностью засориться уже через 40-50 тыс. км пробега.

При спокойном стиле вождения достаточно осматривать узел один раз в 100 тыс. км пробега. Но, если существуют проблемы с работой двигателя, дроссельный узел также будет быстро загрязняться, пока не будут устранены неполадки ДВС.

Ошибки при очистке

Выполняя очистку дроссельного узла следует помнить о действиях, которые не следует выполнять:

  • Чистка в любой непонятной ситуации

  • Чистка заслонки без демонтажа

  • Использовать грубые щетки вместо мягких материалов

  • Не уделять внимание настройки оборотов узла после чистки

  • Удалять специальное молибденовое покрытие, которое нанесено производителем на внутренних стенках и заслонке

  • Прилагать большие усилия, так как это приводит к повреждениям самой заслонки и рядом стоящего датчика


Способы увеличения срока службы заслонки

При повреждении заводского покрытия дросселя его следует восстановить. Это обусловлено тем, что такой защитный слой предотвращает налипание пыли на поверхности и значительно увеличивает срок службы узла.

Для этих целей служат составы на основе дисульфида молибдена – антифрикционные покрытия. Их можно найти как в жидком виде, так и в аэрозольных баллончиках. Последние использовать намного удобнее – они просты в применении, не требуют специальных навыков или оборудования, отсюда и высокая популярность среди автовладельцев.

MODENGY Для деталей ДВСАнтифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY Для деталей ДВС отлично подходит для применения в дроссельных заслонках.

Оно позволяет восстановить заводское покрытие на внутренних поверхностях узла, тем самым защищая его от износа и трения.

Материал наносится распылением в несколько слоев с промежуточной сушкой в течение 10 минут. Спустя 12 часов при комнатной температуре происходит полное отверждение покрытия.

Производитель перед нанесением данного средства рекомендует обрабатывать поверхности Специальным очистителем-активатором MODENGY, который отлично удаляет различные загрязнения и обеспечивает максимальное сцепление покрытия с основанием.


Приобрести эти материалы можно как по отдельности, так и одним набором, что более выгодно.