К элементам резьбовых соединений, применяемым в автомобилестроении, предъявляются особые требования. Это вызвано необходимостью обеспечения безопасности автотехники, которая возможна только при качественной затяжке соединений с учетом их фрикционных характеристик. Кроме того, автомобильный крепеж эксплуатируется в широком диапазоне температур и подвергается постоянному воздействию коррозионно-активных сред, пыли и влаги, динамических знакопеременных нагрузок.
Применение при сборке автомобиля крепежа, не отвечающего вышеперечисленным требованиям, неизбежно приводит к возникновению ряда типичных проблем.
-
Неконтролируемое трение в резьбе нередко является причиной недотянутого или перетянутого соединения, которое представляет угрозу безопасности эксплуатации автотехники.
-
Коррозия резьбовых элементов приводит к снижению их механических свойств, ухудшению внешнего вида, затрудненному демонтажу при последующем техническом обслуживании или ремонте (рис. 1).
-
Для неподвижных соединений, испытывающих вибронагрузки и микроперемещения характерно возникновение особого вида изнашивания - фреттинг-коррозии. Она может образовываться как при движении автомобиля, так и при его транспортировке. Как правило такой вид изнашивания протекает скрыто, поэтому представляет особую опасность.
- соблюдение расчетных усилий натяжения в крепежных элементах путем обеспечения стабильного заданного коэффициента закручивания;
- сохранение механических свойств, фрикционных характеристик и эстетичного внешнего вида в течение длительного времени.
Опыт современного мирового автомобилестроения показывает, что эти задачи могут решаться путем нанесения на поверхность крепежных элементов специальных материалов – антифрикционных и антикоррозионных покрытий.
В тесном сотрудничестве с ведущими автопроизводителями компания "Моденжи" разработала специальные покрытия MODENGY. Эти материалы обеспечивают полный комплекс требуемых эксплуатационных свойств и эффективно решают весь комплекс задач, связанных с автокрепежом.
Покрытия MODENGY представляют собой смесь смол, растворителей, присадок и высокодисперсных частиц твердых веществ с антифрикционными и/или антикоррозионными свойствами. Нанесение покрытий производится методами обычного окрашивания – кистью или валиком, распылением, центрифугированием, окунанием и т.д.
После нанесения покрытия растворитель из его состава испаряется. Связующие смолы полимеризуются в естественных условиях или при нагреве в печи. При этом обеспечивается надежное сцепление покрытия с основой.
Таким образом, композиционная структура покрытия представляет собой частицы твердых веществ в полимерном слое (рис. 2).
Рис. 2. Структура покрытий MODENGY
Оптимальная толщина покрытия – 20-30 мкм, однако в зависимости от конкретных задач ее можно варьировать путем нанесения нескольких слоев с промежуточной сушкой каждого.
В мировом автомобилестроении наиболее широкое распространение для крепежа получили покрытия MODENGY 1014 и MODENGY 1010.
Они служат для снижения трения и износа, защиты от коррозии. MODENGY 1014 при проведении теста в соляном тумане продемонстрировало защиту деталей от коррозии в течение 672 часов. Оно полимеризуется при температуре +200 °С в течение 40 минут. MODENGY 1010 в таком же тесте сохраняло антикоррозионные свойства 300 часов. Оно отверждается за 60 минут при нагреве до +180 С.
MODENGY 1014 – антифрикционное покрытие серого цвета (рис. 3), обеспечивающее сухую смазку. Оно имеет высокую адгезию и обеспечивает хорошую защиту от коррозии. В качестве наполнителя используются высокодисперсные частицы дисульфида молибдена (MoS2), поэтому материал обладает высокими антифрикционными свойствами и износостойкостью. При необходимости достичь в крепеже, деталях замков или петель наименьшего трения применяется именно это покрытие.
MODENGY 1010 – антифрикционное покрытие с эпоксидной смолой и наполнителем – высокодисперсными частицами политетрафторэтилена.
Тщательно подобранный состав обеспечивает оптимальный баланс антифрикционных и антикоррозионных характеристик. Красивый черный глянцевый цвет покрытия придает деталям эстетичный внешний вид (рис. 4). На крепеже покрытие сохраняет стабильность коэффициента закручивания после нескольких циклов сборки-разборки. Антифрикционное покрытие MODENGY 1014 применяют для трущихся деталей петель и замков, ремней безопасности, дисковых тормозных механизмов.
Благодаря высоким эксплуатационным свойствам использование этого материала прочно вошло в практику мирового автомобилестроения.
Выбор оптимального для конкретного применения вида покрытия MODENGY зависит от решаемой задачи, эксплуатационных факторов, материала и типа автокрепежа.