Engineering solutions in the field of
lubricants and sealants

How to prevent typical problems in the Assembly and operation of pumps of systems of water and heat supply?

The use of modern materials and lubrication technologies to create systems for water and heat supply systems durable, reliable pumps with high energy efficiency.

Содержание: Введение
Смазочные материалы для неподвижных соединений
Смазочные материалы для уплотнительных устройств и других резиновых элементов
Смазочные материалы для уплотнительных устройств и других резиновых элементов
Смазочные материалы для подшипников качения
Заключение

Введение

Насосное оборудование систем тепло- и водоснабжения эксплуатируется в условиях постоянного воздействия  высоких и низких температур,  вибраций, динамических нагрузок, при взаимодействии с рабочими коррозионно-активными средами-носителями, влажностью окружающей среды и т.д. Для тепловых сетей и водоканалов обязательным требованием является обеспечение бесперебойного снабжения потребителей теплом и водой.

Независимо от типа насосов и принципа действия  любая конструкция включает в себя типовые узлы трения – подшипники, уплотнительные элементы, резьбовые соединения и т.д. Характерные для этого оборудования агрессивные факторы становятся причиной типичных для насосов эксплуатационных проблем.

Смазочный материал – это неотъемлемый конструктивный элемент  узла трения. Как и другие элементы, он напрямую влияет на функциональные свойства насоса.

Применение современных материалов и смазочных технологий позволяет создавать для систем водо- и теплоснабжения надежные долговечные насосы с высокой энергоэффективностью.

В настоящем обзоре рассмотрены различные типовые узлы трения насосного оборудования и даны рекомендации по выбору специальных смазочных материалов для их обслуживания.

Смазочные материалы для неподвижных соединений

Для неподвижных резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений насосов  характерны следующие эксплуатационные проблемы (Илл. 1-3).

Илл. 1. Повреждение резьбы нержавеющего крепежа из-за заедания при сборке Илл. 2. Коррозия и прикипание в соединениях сальникового узла центробежного насоса Илл. 3. Развитие фреттинг-коррозии на наружном кольце подшипника, который был смонтирован путем запрессовки в корпус

Заедания и движение рывками при монтаже узла. Наиболее ярко эта проблема проявляется в прессовых соединениях и при сборке крепежа из нержавеющей стали (илл. 1).

Прикипание и образование коррозии, вызывающие затруднения при демонтаже и регулировании. Эта проблема характерна для узлов, подвергающихся  длительным воздействием влажной среды и  высоких температур (илл. 2).

Фреттинг-коррозия проявляется на неподвижных соединениях при  микроперемещениях контактирующих элементов под воздействием вибрации. Этот вид изнашивания протекает с относительно высокой интенсивностью и приводит к повреждениям поверхности и уменьшению натяга прессовых соединений (илл. 3).

Эффективным решением для предотвращения перечисленных проблем является применение при сборке насосов резьбовых и сборочных паст EFELE и антифрикционных покрытий MODENGY.

Пасты представляют собой высокодисперсные антифрикционные порошки, в большой концентрации диспергированные в базовом масле. Эти смазочные материалы образуют прочный граничный разделительный слой и обеспечивают стабильное трение, облегчают процесс монтажа и предотвращают повреждения контактирующих поверхностей при сборке.

EFELE MP-413 на основе меди и графита выдерживает температуру до +1100 °С. EFELE MP-491 изготавливается на основе композиции белых твердых смазок и функционирует при температуре до 1400 °С.


Пасты наносят на поверхность тонким слоем. В зоне трения они предотвращают прикипания деталей, образование коррозии и фреттинг-коррозии. Демонтаж узлов даже после длительной эксплуатации или простоя для ремонта или технического обслуживания не вызывает каких-либо затруднений.

MODENGY 1001С указанными проблемами отлично справляются антифрикционные твердосмазочные покрытия компании "Моденжи". 

MODENGY 1001 на основе дисульфида молибдена и графита эффективно снижает коэффициент трения и износ деталей, предотвращает задиры и увеличивает срок службы неподвижных соединений насосов.

Наличие материала в аэрозольной фасовке обеспечивает быстрое и удобное нанесение состава на любые поверхности.

Смазочные материалы для уплотнительных устройств и других резиновых элементов

К уплотнительным устройствам насосного оборудования относятся кольцевые, манжетные, торцевые и сальниковые уплотнения, изготовленные из эластомеров.

Под воздействием рабочей среды и высоких температур материал уплотнений теряет упругие свойства, поэтому одной из характерных проблем для уплотнительных устройств  является растрескивание, старение, а также деформации, вызывающие нарушение герметичности конструкции. При монтаже или страгивании с места может произойти защемление, выдавливание резиновых элементов и их повреждение.

Кроме того, для пар трения резина-металл или резина-резина характерен высокий коэффициент трения. Так, например, при запуске винтового насоса металлический ротор, вращаясь внутри резинового статора, требует высокой мощности привода.

Для решения перечисленных проблем разработаны специальные силиконовые уплотнительные пластичные смазки марки EFELE и антифрикционные покрытия MODENGY. Образуя сплошной разделительный слой с очень низким коэффициентом трения, эти материалы облегчают монтаж и демонтаж и защищают уплотнительные устройства  от старения и воздействия среды.

EFELE SG-393 имеет пищевой допуск NSF H1, функционирует при температурах от -40 до +160 °С, отличается повышенной герметизирующей способностью.

Материалы EFELE наиболее безопасны для здоровья человека, имеют допуск NSF  и могут использоваться в системах питьевого водоснабжения. Многие производители рекомендует и используют их для монтажа электрических коммуникаций, в том числе подводных.

MODENGY PTFE-A20

Резиновые элементы насосного оборудования обслуживаются и антифрикционными покрытиями MODENGY. 

MODENGY PTFE-A20 обеспечивает уплотнительным элементам низкий коэффициент трения, предотвращает их прилипание к металлическим поверхностям и  устраняет скачкообразное движение.

Создаваемый на резиновых деталях устойчивый к истиранию сухой защитный слой обладает высокой эластичностью, поэтому не трескается и не отслаивается в процессе эксплуатации.

Смазочные материалы для подшипников качения

Подшипники качения насосного оборудования работают в условиях воздействия вибрации при повышенной частоте вращения – фактор скорости DN достигает 150 тыс. мм/мин и более.  На многие подшипники в процессе эксплуатации попадает вода. В насосах теплоснабжения они могут нагреваться до 90-95 °С.

Применение стандартных литиевых смазок в этих условиях малоэффективно – они разрушаются или вытекают из узла трения и быстро теряют свою смазочную способность. Это приводит к снижению ресурса подшипников и необходимости сокращать интервал их повторного смазывания.

Увеличить интервал повторного смазывания в 3-4 раза можно путем использования специальных пластичных смазок EFELE на основе синтетических ПАО масел и комплексных загустителей. Такие материалы не только повышают ресурс подшипников, но и отлично демпфируют шумы и вибрации.

Пластичные смазки на основе сульфоната кальция EFELE MG-221 и EFELE SG-321
К числу особо эффективных материалов относятся минеральная смазка EFELE MG-221 и морозостойкая смазка EFELE SG-321 от компании "Эффективный Элемент". Это сульфонат кальциевые смазки, предназначенные для работы в тяжелых условиях эксплуатации.

Помимо устойчивости к очень высоким нагрузкам, EFELE MG-221 и EFELE SG-321 устойчивы к смыванию водой и эффективно работают в подшипниках, подверженных воздействию влаги.


Заключение

Необходимо помнить, что смазка – неотъемлемый конструктивный элемент узла трения, напрямую влияющий на потребительские свойства узла и всего изделия в целом.

Предотвратить типичные проблемы при сборке и эксплуатации насосов, а также существенно увеличить их ресурс возможно путем применения смазочных материалов, соответствующих условиям работы каждого узла трения.

При расчете экономического эффекта от применения той или иной смазки необходимо учитывать не только ее стоимость, но и такие параметры как ресурс узла трения с этой смазкой, интервал повторного смазывания, стоимость процедуры замены изношенного узла трения и простоя оборудования в этот период времени.

Зачастую использование более дорогого материала, обладающего оптимальными свойствами, способно в конечном итоге сэкономить потребителям насосного оборудования немалые средства на ремонт и обслуживание.

Для предприятий – изготовителей насосного оборудования применение специальных материалов EFELE и MODENGY способствует поддержанию имиджа, завоеванию уважения и доверия потребителей, повысит конкурентоспособность.

Яндекс.Метрика