Engineering solutions in the field of
lubricants and sealants

Low temperature greases: composition, properties, advantages

Standard lubricating materials fail to withdraw low temperatures below zero: they get thicker in the cold, and cease coming into the friction zones. For such conditions, it is more reasonable to use specialty low temperature greases with stable viscosity values.

Многие предприятия предполагают безостановочную работу оборудования круглый год. Настоящим испытанием для агрегатов, эксплуатирующихся на открытом воздухе, становятся холодные сезоны. Температура ниже -40 °С характерна также для оборудования, задействованного во многих технологических процессах (промышленных холодильных установок, камер шоковой заморозки и др.).

В условиях больших минусовых температур узлы оборудования могут защитить только специальные низкотемпературные смазки со стабильным уровнем вязкости.

Стандартные смазочные материалы на морозе загустевают и перестают поступать в зоны трения. Маловязкие масла вытекают и не обеспечивают никакой противоизносной защиты.

Низкотемпературная смазка способна выполнять свои функции при температуре до -50 °С. Некоторые материалы выдерживают до -80 °С.

Состав низкотемпературных смазок

Низкотемпературные смазки изготавливают из маловязких нефтяных или синтетических (в том числе силиконовых) масел, загущенных небольшим количеством литиевых, кальциевых или других мыл, церезином и т. п.

Некоторые производители для большей эффективности полностью или частично исключают из состава минеральные масла и масла гидрокрекинга. Чтобы смазка не застывала при отрицательных температурах, в ней не используются смолистые компоненты, теряющие пластичность на морозе.


Пластичная смазка


В состав низкотемпературных смазочных материалов не должны также входить «тяжелые» компоненты типа молибдена и графита, так как при отрицательных температурах металлические детали становятся более хрупкими и подверженными неестественным деформациям. Твердые смазочные вещества в таких условиях могут стать причиной появления задиров, царапин и других механических повреждений.

Низкотемпературные смазки отличаются малым содержанием парафиновых углеводородов.

Основные характеристики

Основной характеристикой низкотемпературной смазки, определяющей ее эффективность, является вязкость.

Европейские стандарты выделяют несколько групп смазочных материалов по данному показателю. Самые распространенные из них:

  • NLGI 00: жидкие смазки (альтернатива маслам), работающие при температурах до -20 °С (критический порог, при достижении которого материал теряет свои свойства)
  • NLGI 1: очень мягкие смазки, применяемые в легконагруженных узлах при низких температурах
  • NLGI 2: мягкие смазки со средней вязкостью, рабочие температуры которых достигают -50 °С
  • NLGI 3: полутвердые смазки с консистенцией парафина; благодаря специальным присадкам выдерживают экстремально низкие температуры

Таким образом, к разряду морозостойких могут относиться только смазки с вязкостью NLGI 2 (возможно, 1,5) и NLGI 3.

Как и любые другие пластичные смазки, низкотемпературные должны обладать высокими противоизносными, противозадирными и консервационными свойствами, отличной механической, коллоидной и антиокислительной стабильностью, термо- и водостойкостью.

Границы диапазона рабочих температур любой смазки определяются вязкостью входящего в ее состав базового масла и, как правило, не зависят от типа загустителя.


Базовое масло


Области применения

Низкотемпературные смазки используются в суровых климатических или производственных условиях.

Нижняя граница рабочих температур в каждом конкретном случае определяется не только свойствами смазки, но и типом узла трения, а также мощностью механизма.

Так, морозостойкая смазка, эффективная для обслуживания шасси строительной техники, может показывать не такие высокие результаты в маломощных высокоскоростных устройствах. В то же время смазки, не являющиеся морозостойкими, демонстрируют хорошие рабочие свойства в мощных механизмах при температурах до -50 °С.

Низкотемпературные смазки применяются, как правило, в следующих узлах трения:

  • Подшипниках качения и скольжения (станков, камер шоковой заморозки, тривижнов)
  • Автомобильных механизмах
  • Деталях высокоточных приборов
  • Направляющих качения и скольжения
  • Гибких валах
  • Пневмоприводах и тросах управления
  • Открытых и закрытых зубчатых передачах
  • Узлах спортивного оборудования

Камера шоковой заморозки


Какую смазку выбрать?

В мире выпускается огромный ассортимент пластичных низкотемпературных смазок. Большое внимание производители уделяют их качеству, тем более что сегодня им доступно самое современное оборудование и технологии.

Лидером по производству низкотемпературных смазок до недавнего времени считались Соединенные Штаты Америки. Именно там по заказу одного из департаментов была создана первая морозостойкая смазка для применения на Аляске и в Арктике.

Советские низкотемпературные смазки разрабатывались в специальных НИИ. Среди них известные и применяемые по сей день ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-203, Лита, ГОИ-54п, Зимол.

В настоящее время крупные российские компании продолжают осваивать производство составов этого класса, модернизируя и оптимизируя их свойства. От аналогичных материалов известных мировых брендов российские смазки выгодно отличаются по цене, при этом ни в чем не уступают им по техническим свойствам.

Одни из последних отечественных разработок в области морозостойких материалов – низкотемпературные смазки EFELE SG-311 и EFELE SG-321.

Низкотемпературные смазки SG-311
EFELE SG-311 выдерживает до -60 °С, совместима с пластмассами и эластомерами, способна работать при высоких скоростях и в точных приборах.

Для экстремально высоких нагрузок и повышенной влажности предназначена смазка EFELE SG-321. Она обладает отличной водостойкостью, хорошими антикоррозионными и противоизносными свойствами.

Обе смазки имеют длительный срок службы даже при сильных морозах, так как разработаны с учетом особенностей эксплуатации низкотемпературного оборудования и российских климатических условий.

Альтернатива пластичным смазкам

Несмотря на существенные достижения в области разработки и производства высокоэффективных пластичных смазок, в некоторых случаях их использование оказывается неоптимальным. Пластичные смазки с точки зрения применимости при отрицательных температурах имеют определенный физический предел, обусловленный наличием масла в составе. Любое масло густеет при охлаждении – этот эффект в разной степени проявляется для различных масел, но присутствует всегда.

Все чаще предприятия-изготовители арматуры и приводов переходят на технологию твердой смазки, реализуемую с помощью антифрикционных покрытий. Эта технология позволяет обеспечить работоспособность пары трения до -210 °С.

В линейке компании "Моденжи" есть составы, способные эффективно работать при экстремально низких температурах. 
Покрытия MODENGY

Все вышеуказанные материалы MODENGY имеют аэрозольную фасовку, что позволяет быстро и удобно нанести их даже на труднодоступные участки без применения специального оборудования.
Яндекс.Метрика