Содержание: Общие сведения о твердых смазочных материалах
Твердые порошковые смазочные материалы и особенности их применения
Твердые порошковые смазочные материалы, применяемые в роли наполнителей при изготовлении жидких и пластичных смазочных материалов Molykote
Твердые порошковые смазочные материалы Molykote, применяемые в качестве твердой сухой смазки
Аэрозоли твердых порошковых смазочных материалов Molykote, применяемых в качестве твердой смазки
Твердые порошковые смазочные материалы Molykote, применяемые в качестве добавок при производстве фрикционных устройств
Общие сведения о твердых смазочных материалах
Для разделения поверхностей трения деталей при их относительном движении могут применяться смазочные материалы, находящиеся в различных агрегатных состояниях. Если смазочный материал в условиях работы узла трения находится в твердом состоянии, его называют твердым смазочным материалом. Его действие, в результате которого снижается сила трения между сопрягаемыми поверхностями, их износ и риск возможных повреждений, носит название твердой смазки.
Твердые смазочные материалы в напряженных условиях эксплуатации сохраняют высокую стабильность. Они обладают хорошей стойкостью к действию экстремально высоких и низких (криогенных) температур, работоспособны в высоком вакууме и при больших удельных давлениях, химически стабильны при действии агрессивных сред и стойки к радиационному излучению. Указанные особенности предполагают широкое применение твердой смазки в тех случаях, когда использование масел, пластичных смазочных материалов, паст, дисперсий и компаундов становится неэффективным или невозможным.
Твердые смазочные материалы могут наноситься на поверхности деталей в виде порошка или тонкой смазочной пленки (антифрикционного покрытия).
По своей природе и принципу действия твердые смазочные материалы можно разделить на следующие категории:
- Структурные твердые смазочные материалы – неорганические вещества со слоистой структурой кристаллической решетки (графит, дисульфид молибдена, тальк, слюда, вермикулит, различные неорганические соли и др.) или с низким сопротивлением сдвигу (хлорид серебра I, хлорид меди, йодид серебра I и др.)
- Твердые органические соединения – мягкие полимеры с низким коэффициентом трения (политетрафторэтилен, нейлон, полиэтилен и др.), мыла (используемые самостоятельно в готовом виде либо образующиеся на металлических поверхностях в результате взаимодействия металла с жирными кислотами), воски, некоторые пигменты
- Протекторные механические смазочные материалы – способные к упорядоченному износу мягкие металлы (индий, свинец, олово, кальций, цинк, серебро, барий и др.) или пластмассы, образующие на поверхностях трения непрерывную пленку, постепенно срабатываемую в процессе эксплуатации без износа основного материала деталей пары трения
Твердые порошковые смазочные материалы и особенности их применения
Порошкообразные твердые смазочные материалы представляют собой простейший и древнейший тип твердых смазочных материалов. Их наносят на поверхности трения в виде порошков, нередко путем натирания. Изначально в качестве порошкового смазочного материала применялся графит, однако в настоящее время ассортимент смазочных материалов этой категории существенно расширен.
Графит (рис. 1) является самым стабильным состоянием углерода (при высоких температурах все углероды превращаются в графит) и имеет кристаллическую структуру. Природа механизма смазывающего действия графита окончательно не установлена, и для его объяснения существует большое количество теорий. Однако известно, что важную роль в смазывании графитом играет его слоистая структура и небольшие силы связи между слоями. Кроме того, установлено, что важную роль в смазывающих свойствах графита играет присутствие атмосферной влаги, ослабляющей адгезию между плоскостями графита, скользящими относительно друг друга.
Молибден и уникальные антифрикционные свойства его соединений стали известны еще 250 лет назад, однако широкое применение он получил лишь в середине XX века в связи с развитием техники. Впервые в мире серийное промышленное производство смазочных материалов на основе дисульфида молибдена наладила компания Alpha Molykote, учрежденная в 1948 году в США и получившая название от сочетания слов «moly-coating» (дисульфид молибденовое покрытие). Эти материалы показали высокую работоспособность в условиях экстремально высоких нагрузок, при высоких и низких эксплуатационных температурах, в условиях воздействия пыли и абразива, когда неприменимы традиционные смазочные масла и пластичные смазки.
В настоящее время дисульфид молибдена MoS₂ используется в виде твердого порошкового смазочного материала (рис. 2), в качестве компонента противозадирных и противоизносных присадок к смазочным маслам и пластичным смазочным материалам, в роли твердой смазочной пленки со связующими (смолами или керамикой) и смазочного компонента аэрозолей. Дисульфид молибдена применяется также в качестве антифрикционного наполнителя композиционных материалов.
В результате многочисленных исследований было установлено, что графит обеспечивает хорошие смазывающие свойства во влажном воздухе, неудовлетворительное – в сухом кислороде и совершенно не проявляет их в среде инертных газов. В свою очередь порошкообразный дисульфид молибдена ведет себя обратным образом: обеспечивает хорошее смазывание в инертной атмосфере, значительно хуже ведет себя в сухом кислороде и совсем плохо во влажном воздухе.
В случаях применения смеси порошкообразного графита и дисульфида молибдена наблюдается значительный синергетический эффект за счет взаимной компенсации указанными компонентами характерных для них слабых сторон и усиления имеющихся преимуществ.
Политетрафторэтилен (ПТФЭ) был открыт в 1938 году как результат спонтанной полимеризации газообразного тетрафторэтилена под давлением в белый парафиноподобный порошок (рис. 3). Выяснилось, что при малых скоростях скольжения и нагрузках ПТФЭ обеспечивает наименьший коэффициент трения по сравнению со всеми ранее известными материалами. Однако трудность нанесения, низкая способность отводить тепло из зоны трения, склонность к холодной текучести спрессованных пленок, низкое сопротивление сжатию ограничивают его применение в качестве твердого порошкообразного смазочного материала.
В общем случае механизм действия порошкообразных твердых смазочных материалов можно представить следующим образом.
Под действием нагрузки и сдвиговых деформаций высокодисперсные частицы твердых смазочных материалов заполняют впадины микронеровностей поверхностей трения и связываются с металлом на молекулярном уровне, образуя защитную пленку. Она устраняет микродефекты и приводит к резкому снижению коэффициента трения и температуры в зоне трения.
Основные свойства порошкообразных твердых смазочных материалов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные характеристики наиболее распространенных порошкообразных твердых смазочных материалов
Графит | Дисульфид молибдена (MoS2) | Политетрафторэтилен (ПТФЭ) |
работоспособность до +600 °С; хорошие смазочные свойства в присутствии влаги; химическая стойкость; электропроводность; синергетическое взаимодействие с MoS2; черный цвет |
диапазон эксплуатационных температур от -180 до +450 °С (в вакууме до +1100 °С); очень высокая несущая способность (3000 МПа); хорошая адгезия к металлам; устойчивость к радиации и химически агрессивным средам; защита от фреттинг-коррозии; синергетическое взаимодействие с графитом; черный цвет |
работоспособность до +250 °С; низкий коэффициент трения при низких нагрузках; химическая стойкость; бесцветный или белого цвета |
Твердые порошковые смазочные материалы, применяемые в роли наполнителей при изготовлении жидких и пластичных смазочных материалов Molykote
Добавление высокодисперсных твердых смазочных материалов в состав смазочных масел и пластичных сма-зочных материалов придает им новые свойства и улучшает существующие. Двухфазная структура получаемых продуктов (жидкий или пластичный смазочный материал с твердыми антифрикционными частицами) существенно повышает их несущую способность, противозадирные и противоизносные свойства.
В состав смазочных масел твердые смазочные материалы вводятся в виде дисперсий Molykote – суспензий, представляющих собой однородную взвесь высокодисперсных твердых антифрикционных частиц (от 3 до 15 % по массе) в базовом масле (минеральное, полиалкиленгликолевое, полиэфирное). Дисперсии Molykote A Dispersion, Molykote M-30, Molykote M-55 Plus, Molykote W15 применяются в качестве присадок к смазочным маслам для тяжелонагруженных узлов трения в целях ускорения приработки, увеличения несущей способности и улучшения иных эксплуатационных свойств. В качестве твердых наполнителей при производстве дисперсий Molykote используются дисульфид молибдена, соли металлов и полимерные вещества.
При производстве пластичных смазочных материалов Molykote в качестве твердых антифрикционных наполнителей обычно применяют графит, дисульфид молибдена, политетрафторэтилен и другие специальные добавки.
Дисульфидмолибденовые смазочные материалы по сравнению с графитовыми обладают улучшенными антифрикционными свойствами, имеют более высокую несущую способность и могут работать в условиях вакуума. При этом экспериментальные исследования также выявляют синергетический эффект одновременного добавления графита и дисульфида молибдена в качестве наполнителя при производстве пластичных смазочных материалов.
Пластичные графитные смазочные материалы Molykote (Molykote 1122, Molykote BR2 plus, Molykote Longterm 00, Molykote Longterm 2 Plus) характеризуются широким диапазоном эксплуатационных температур, влагостойкостью, высокой несущей способностью и улучшенными противоизносными и антифреттинговыми свойствами.
Пластичные дисульфидмолибденовые смазочные материалы Molykote (Molykote 165-LT, Molykote G-4700, Molykote Longterm 2/78 G) стабильно работают при экстремально высоких нагрузках (3000 МПа), в условиях высоких и низких температур, обеспечивают долговременную смазку в условиях агрессивного воздействия окружающей среды и эффективно предотвращают повышенный износ, фреттинг-коррозию и образование задиров.
Политетрафторэтилен используется в качестве базового компонента (загустителя) при производстве специальных пластичных смазочных материалов Molykote на основе высококачественных силиконовых (Molykote 7508, Molykote G-5032, Molykote G-5008), фторсиликоновых (Molykote 3451, Molykote 3452) и перфтолполиэфирных (Molykote HP-300, Molykote HP-870) масел. Указанные пластичные смазочные материалы характеризуются высокой химической и термической стабильностью, стойкостью к смыванию водой, совместимостью с пластмассами и эластомерами.
Твердые порошковые смазочные материалы
Несмотря на существенное улучшение эксплуатационных свойств современных традиционных жидких и пластичных смазочных материалов, они по-прежнему не могут обеспечить достаточную эффективность при определенных условиях эксплуатации:
- В открытых (в запыленной атмосфере) и тяжелонагруженных (контактные давления 3000 МПа и выше) тихоходных узлах трения
- При экстремально низких (до -200 °С) и экстремально высоких (+300…+1000 °С) эксплуатационных температурах
- При экстремальных воздействиях окружающей среды (сверхвысокий вакуум, радиационное облучение) и др.
Зачастую единственным приемлемым техническим решением в этих случаях являются твердые смазочные материалы в виде порошка или тонкой смазочной пленки.
Применение твердых порошкообразных материалов для смазывания узлов трения ограничено случаями, при которых адгезия смазочного материала к поверхностям трения не имеет решающего значения (в противном случае следует применять антифрикционные покрытия, включающие в свой состав связующие твердого смазочного материала и образующие на поверхности детали устойчивые антифрикционные пленки). При этом порошки по сравнению с антифрикционными покрытиями характеризуются пониженным сроком службы в узлах трения.
Твердый порошковый смазочный материал Molykote Microsize представляет собой, по сути, чистый порошкообразный дисульфид молибдена. Он используется в качестве сухой смазочной пленки, получаемой путем натирания, для тяжелонагруженных тихоходных узлов трения, работающих под воздействием пыли, высоких и низких температур. Molykote Microsize вводят в состав композиционных самосмазывающихся материалов, технологических сред для металлообработки, применяют для процесса сборки узлов с прессовыми посадками и как вспомогательное средство для облегчения приработки при первоначальном пуске машин.
Порошок Molykote D-1000 также является чистым дисульфидом молибдена, но отличается от Molykote Microsize меньшей дисперсностью. Его можно использовать как сухую глянцевую (натертую) смазочную пленку для металлических контактов, в качестве сухой смазочной присадки для самосмазывающихся пластиковых и спеченных металлических деталей или в компаундах для обработки металлов.
Подробные характеристики порошков Molykote Microsize и Molykote D-1000 представлены в таблице 2.
Таблица 2. Основные характеристики порошков Molykote, применяемых для смазывания в качестве твердой сухой смазки
Свойства | Molykote Microsize | Molykote D-1000 |
Цвет | черный | |
Форма продукта | легкосыпучий порошок | |
Фасовка | ||
Антифрикционные добавки (наполнители) | дисульфид молибдена (98%) | |
Массовая доля воды, % | 0,05 | 0,02 |
Диапазон рабочих температур, °С | от -185 до +450 (в вакууме до +1100) | |
Теоретическая плотность в твердом состоянии, г/см3 | 4,8 | |
Плотность в состоянии порошка, г/см3 | 0,5 | 1,3 |
Аэрозоли твердых порошковых смазочных материалов
Применение твердых смазочных материалов в аэрозольной упаковке предполагает их подведение к поверхностям трения в потоке газа, находящегося в баллоне под давлением. Применение такой методики нанесения обусловливается работой узла трения в труднодоступных местах при воздействии высоких температур. Для предотвращения в этих условиях окисления твердых смазочных материалов в качестве газообразного носителя порошка применяются инертные газы.
Molykote Powder Spray представляет собой порошок дисульфида молибдена (16 % по массе) в аэрозольной упаковке 400 мл для металлических поверхностей и применяется в труднодоступных местах и экстремальных условиях воздействия окружающей среды.
Твердые порошковые смазочные материалы Molykote, применяемые в качестве добавок при производстве фрикционных устройств
Материалы, используемые при изготовлении деталей фрикционных устройств, определяют значение коэффициента трения при определенной величине прижимающего усилия.
В конечном счете, используемые составы фрикционной смеси оказывают существенное влияние на такие показатели, как:
- Эффективность передачи крутящего момента между ведущими и ведомыми деталями фрикционных муфт
- Защиту фрикционных устройств от перегрузки благодаря проскальзыванию муфты при передаче крутящего момента критической величины
- Эффективность замедления вращающихся деталей в процессе торможения
- Изменение значения развиваемого коэффициента трения в серии торможений (динамику ухудшения тормозных свойств устройства с течением времени)
- Максимальную рабочую температуру деталей фрикционных устройств и интенсивность их изнашивания
Твердые порошковые смазочные материалы Molykote серии Lubolid (таблица 3) широко применяются в качестве присадок к композиционным материалам при изготовлении деталей фрикционных устройств с целью уменьшения их износа.
Таблица 3. Порошковые смазочные материалы Molykote Lubolid
Свойства | 7365 | D-29 | D-3912 | D-55 | D-78 | D-79 |
Цвет | Серый | |||||
Форма продукта | легкосыпучий порошок | |||||
Фасовка | 25 кг | |||||
Антифрикционные добавки (наполнители) | неорганические твердые смазочные материалы | |||||
Массовая доля воды, % | 1,0 | 5,0 | 1,0 | 2,0 | 2,0 | 2,5 |
Остаток на фильтре с размером ячеек 100 мкм, % | 0,9 | 3,0 | 0,9 | 2,8 | 1,6 | 2,4 |
Диапазон рабочих температур, °С | до +650 | |||||
Плотность в состоянии порошка, г/см3 | 0,43 | 0,41 | 0,44 | 0,43 | 0,45 | 0,42 |
Порошковые присадки Molykote Lubolid применяются при производстве таких деталей фрикционных устройств, как:
- Накладки фрикционных муфт
- Фрикционные накладки тормозных систем промышленного оборудования
- Колодки дисковых тормозных механизмов для легкового и грузового автомобильного транспорта
- Подкладки барабанных тормозных механизмов
- Тормозные колодки железнодорожных колесных тормозных механизмов
Основные функции, выполняемые порошками Molykote Lubolid при их использовании в качестве добавок:
- Уменьшении износа
- Стабилизации коэффициента трения
- Снижении шума
- Устранении скрипа
- Снижении вибраций
Результаты сравнительных испытаний (см. статью Применение материалов Molykote в дисковых тормозных механизмах автомобилей) тормозных колодок с присадками Molykote Lubolid показывают значительное снижение интенсивности их изнашивания в сравнении с колодками базового химического состава. Кроме того, использование присадок Molykote Lubolid приводит к увеличению значения коэффициента трения в режимах холодного (Cold Friction Value) и горячего (Fading Friction Value) трения. Это позволяет значительно повысить эффективность торможения в тяжелых условиях работы фрикционных устройств.