Фланец – это деталь трубопровода, обычно представляющая собой плоское кольцо с равномерно расположенными отверстиями для болтов и шпилек, служащая для прочного и герметичного соединения труб, присоединения их друг к другу, к элементам запорной арматуры, к машинам, аппаратам и емкостям.
Оба фланца соединяются между собой при помощи резьбовых соединений. Между ними обычно помещают уплотнительные прокладки из различных материалов.
Фланцевые соединения состоят из следующих элементов:
- Фланцы
- Комплект крепежных изделий (шпильки, гайки, шайбы)
- Уплотнительные прокладки
Фланцы различаются по конструкции (плоские и воротниковые), форме уплотнительной поверхности (гладкие, конические, с выступом, с впадиной) и материалу прокладок (картонные, паронитовые, эластомерные, металлические, асбо-металлические и др.)
На территории Российской Федерации и стран СНГ наибольшее распространение получили три конструкции фланцевых соединений трубопроводной арматуры. Их характерные особенности приведены ниже.
Фланец плоский приварной – при монтаже фланец «надевается» на трубу и приваривается двумя сварными швами по ее окружности.
Фланец приварной встык – монтаж такого фланца по сравнению с плоским приварным предусматривает только один соединительный сварной шов (торец трубы и «воротник» фланца соединяются встык), что упрощает работу и сокращает временные затраты.
Фланец свободный на приварном кольце – к трубе приваривается только кольцо, а сам фланец остается свободным, что обеспечивает легкую стыковку болтовых отверстий свободного фланца с болтовыми отверстиями фланца арматуры или оборудования без поворота трубы
Фланцевые соединения широко применяются при монтаже трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры, а также другого трубопроводного оборудования всех отраслей промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства.
Разнообразие конструкций и конструкционных материалов, удобство монтажа и обслуживания позволяют применять фланцевые соединения при любых условиях эксплуатации трубопроводов: в условиях низких и высоких температур, влажности, вакуума, агрессивной среды и т.д.
Основные преимущества фланцевых соединений:
- Надежность
- Простота конструкции
- Возможность многократной разборки и сборки
Основной причиной возникновения проблем, связанных с фланцевыми соединениями трубопроводной запорной арматуры, является эксплуатация арматуры при высоких или низких температурах, в агрессивной окружающей или рабочей среде.
Отсутствие смазочных материалов или использование для фланцевых соединений смазок, не отвечающих условиям эксплуатации трубопроводов, приводят к образованию коррозии, соляных отложений, прикипанию, быстрому старению уплотнительных элементов и потере герметичности.
Смазочные материалы MODENGY и EFELE для трубопроводной запорной арматуры могут использоваться как в обычных, так и в самых суровых условиях эксплуатации.
На резьбовые соединения (болты, шпильки) наносится медная паста EFELE MP-413. Она обеспечивает защиту от коррозии, облегчение монтажа и демонтажа, защищает от износа при рабочих температурах до +1100 °С.
Прокладки из эластомеров и металла обрабатываются стойкими пластичными смазками EFELE SG-394 и EFELE SG-393. Они повышают герметичность и срок службы прокладок, устойчивы к смыванию водой и моющими растворами. Имеют пищевой допуск Н1.
Демонтаж заржавевших деталей производится с помощью дисперсии EFELE UNI - M Spray, которая имеет высокие проникающие, антикоррозионные и смазочные свойства, хорошо вытесняет влагу.
На фланцевых соединениях применяется антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1002 на основе дисульфида молибдена. Оно обладает антикоррозионными свойствами (> 160 часов по результатам ускоренных испытаний в соляном тумане по стандарту DIN EN ISO 9227), имеет высокую несущую способность, обеспечивает низкий коэффициент трения сопряжений и увеличивает ресурс деталей в целом. Материал функционирует в широком диапазоне температур: от -210 °C до +320 °C.
Применение данных продуктов обеспечивает долговременную эффективную защиту фланцевых соединений, удобство и простоту их обслуживания, способствует увеличению ресурса запорной и регулирующей арматуры трубопроводов.