Инженерные решения в области
смазочных материалов и клеёв-герметиков

Смазочные материалы Molykote для задвижек

В статье приведены проблемы, возникающие при эксплуатации задвижек. Даны краткие характеристики смазочных продуктов Molykote для запорной арматуры и рекомендации по их применению для различных узлов и операций при обслуживании задвижек.

Задвижка – это элемент запорной арматуры, у которого запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно к оси потока рабочей среды.

Cхема работы задвижкиОсновные преимущества задвижек заключаются в простоте их конструкции, небольшом гидравлическом сопротивлении рабочей среде при полностью открытом проходе, возможности применения для потоков большой вязкости, при высоких температурах и давлении среды. Эти свойства делают их особенно ценными для применения в магистральных трубопроводах, которые должны обеспечивать постоянное высокоскоростное движение среды без значительных потерь на сопротивление.


Рис. 1. Устройство задвижки
К элементам типовой задвижки (Рис. 1) относятся маховик (1), ходовой винт (2), прижимная втулка (3), корпус (5), элементы которого соединены с помощью резьбовых элементов (4) через прокладку (6). При вращении маховика (1) ходовой винт (2) через шток сообщает возвратно-поступательное движение запорному элементу (7), который открывает или перекрывает канал рабочей среде. Закрытие задвижки происходит при полном непосредственном контакте с корпусом. Уплотнение (8) повышает герметичность задвижки. Распространенными видами конструкционных материалов для изготовления уплотнений является резина или пластмассы.  


Для надежной работы задвижек в течение длительного времени приходится решать ряд задач, связанных условиями эксплуатации и обслуживания трубопроводной арматуры:

  • коррозия;
  • большое усилие на привод запорного элемента;
  • потеря герметичности из-за старения и износа уплотнительных элементов, поверхности седла;
  • трудности при демонтаже деталей.

Рис. 3. Проблемы, возникающие при эксплуатации задвижек
Предотвратить возникновение проблем позволяют различные смазочные материалы, свойства и характеристики которых должны соответствовать рабочим средам и условиям их эксплуатации. Некоторые элементы запорной арматуры могут изготавливаться из пластмассы или эластомеров, поэтому при подборе смазок для задвижек необходимо учитывать их совместимость с этими материалами.

Применение смазок, не отвечающих режимам эксплуатации или несовместимых с материалами задвижек, не только не приносит положительных результатов, но и зачастую приводит к преждевременному износу, коррозии или разрушению деталей.

Дисперсии, пасты, компаунды, антифрикционные и антикоррозионные покрытия, пластичные смазки для задвижек линейки Molykote разработаны специально для применения в узлах запорной арматуры, работающих под воздействием влаги и химически агрессивных сред в экстремальных условиях низких и высоких температур.

В нижепреведенной таблице даны рекомендации по применению материалов Molykote для узлов трения и технологических операций при обслуживании задвижек. 

Узел трения или технологическая операция Смазочный материал и его функция
Ходовой винт Антифрикционное покрытие Molykote D-321R в виде сухой смазочной пленки – защита от коррозии, износа и налипания пыли, снижение трения
Резьбовые
соединения
(болты, шпильки)
Пасты Molykote 1000, Molykote P-37, Molykote G-Rapid Plus – защита от коррозии, облегчение монтажа и демонтажа, обеспечение постоянного усилия затяжки
Уплотнительные элементы из эластомеров Пластичные смазки Molykote 55 O-Ring, Molykote 1292, Molykote 3452, Molykote HP-870,
компаунд Molykote 111 – защита от износа и старения, снижение трения
Демонтаж
заржавевших
деталей
Дисперсия Molykote Multigliss с высокими проникающими, антикоррозионными и смазочными свойствами
Защита от
коррозии
Покрытие Molykote Metal Protector Plus на основе синтетического воска – долговременная защита от коррозии

Обеспечивая эффективную долговременную защиту узлов и элементов задвижек, смазочные материалы Molykote способствуют увеличению ресурса запорной арматуры и снижению затрат на обслуживание трубопроводов.